Как правильно инвестировать в коммерческие облигации

08.01.2018

Автор: Денис ЗИБАРЕВ для журнала «Рынок ценных бумаг»
Сооснователь Yango, член совета директоров ИК «Септем Капитал»

Коммерческие облигации — удобный способ для небольших компаний быстро привлечь денежные средства на короткий срок. Для частных инвесторов — это интересная возможность повысить доходность своего инвестиционного портфеля. Снижение процентных ставок в экономике на фоне продолжения отзыва лицензий и санации банков будет усиливать интерес физических лиц к инвестициям с повышенной доходностью. Но смогут ли коммерческие облигации стать популярными? Это зависит от способности компаний выстраивать свою кредитную историю и от действий профессиональных участников рынка.

Понятие «коммерческие облигации» появилось в российском законодательстве в 2014 г., а первые выпуски таких бумаг состоялись в 2016 г. В основном они пока еще носят клубный характер, так как рассчитаны на двух-трех институциональных инвесторов и фактически являются сделками по внутригрупповому кредитованию.

Однако есть несколько действительно рыночных размещений, которые показывают, что потенциальный спрос и со стороны розничных инвесторов достаточно высок. Одно из них — выпуск коммерческих облигации сети «Ломбард «Мастер» — первое розничное размещение на рынке. С помощью трех выпусков, организованных ИК «Септем Капитал», компания привлекла в 2017 году уже 105 млн руб. более чем от 50 инвесторов — физических лиц (см. таблицу).

Выйти на рынок пытаются разные компании, однако новых имен, способных порадовать частных инвесторов, пока мало. Все дело в том, что упрощенный порядок выпуска коммерческих облигаций не отменяет элементарных требований к заемщикам: эффективная бизнес-модель, разумная долговая нагрузка и т.п.

Отсутствие обеспечения и личных поручительств отнюдь не означает, что коммерческие облигации могут использоваться для покрытия старых проблем и латания дыр. Иначе образуется порочный круг, когда компания занимает, чтобы отдать, и вновь перезанимает. В идеале средства должны привлекаться не на доработку продукта, маркетинг и вложения в IT, а на масштабирование эффективной деятельности компании.

Эмитенты коммерческих облигаций

✔️ Во-первых, это точно не стартап, компания-эмитент должна уже поработать минимум 2-3 года и «встать на ноги». Мы, как организаторы выпуска, всегда настаиваем на своем праве понимать, за счет какого текущего денежного потока будут происходить выплаты по купону и за счет чего облигации будут погашены.

✔️ Во-вторых, у компании должна быть четкая структура владения. Инвесторы хотят понимать, кому они дают деньги, им должны быть ясны имена конечных владельцев. Чем прозрачнее будет структура владения, тем лучше.

✔️ В-третьих, бизнесом должна управлять сплоченная команда профессионалов, способная достигать стратегических целей. Выручка сейчас может исчисляться сотнями миллионов рублей в год, а не миллиардами, но рост должен быть очевиден.

✔️ В-четвертых, желательно, чтобы компания работала в сегменте B2C, если выпуск рассчитан на физлиц. К примеру, инвестор, у которого есть удобный насос на даче, вполне может купить бумаги его производителя. А вот идея профинансировать через облигации производство промышленных насосов для нефтяных вышек вряд ли его заинтересует.

Привлечение частных инвесторов

При выпуске коммерческих облигаций не требуется аудита, не нужно полное раскрытие финансовой и иной информации на рынке ценных бумаг. Но лучше раскрывать информацию уже на стадии подготовки к выпуску коммерческих облигаций. Таким образом, компания начнёт накапливать опыт публичности, который ей очень пригодится в будущем, при выходе на Московскую Биржу уже с биржевыми облигациями или даже с IPO.

Еще один, очень важный способ повысить доверие к облигациям — включить в условия выпуска ковенанты. Они описывают события, которые дают инвесторам право требовать от эмитента досрочного погашения облигаций, также как это происходит с евробондами и некоторыми биржевыми облигациями.

Например, по облигациям сети «Ломбард «Мастер» предусмотрены ковенанты на случай нарушения эмитентом срока публикации отчетности, нецелевого использования привлеченных средств, роста долговой нагрузки и т.п.

Расходы на подготовку размещения коммерческих облигаций складываются из затрат на использование инфраструктуры Национального расчетного депозитария (НРД), а также комиссии организатору за подготовку программы облигаций, их выпуск и продажу. Комиссии организаторов по биржевым облигациям первого эшелона составляют от 0,01% от объема выпуска, для второго эшелона — от 0,2%, для третьего эшелона — от 0,7%.

По коммерческим облигациям проценты выше, но объемы привлечения невелики, поэтому в абсолютном значении речь не идет о небольшой сумме, которая вполне по силам небольшой компании. Дополнительные расходы — проведение аудита. Кроме того, должна быть премия инвесторам за первые выпуски. Все это в конечном счете увеличивает стоимость привлечения для компании. По законам жанра за «входной билет» на большой рынок приходится платить, но эти затраты окупаются в будущем: та же сеть «Ломбард «Мастер» разместила первый выпуск по ставке купона 33% годовых.

В компании прекрасно понимали, что переплачивают, и могли бы предложить рынку меньшую ставку, но тогда бы не было такого эффекта — все облигации номиналом 30 млн руб. были раскуплены без остатка 17 физическими лицами с превышением спроса над предложением. По второму выпуску ставка купона была ниже — 28% годовых, а по третьему — 25% годовых. На вторичном рынке бумаги сейчас торгуются уже по 22-23% годовых.

Стоит ли рисковать инвесторам?

Мы настоятельно рекомендуем инвесторам диверсифицировать риски. Основа портфеля, или примерно 80% активов, должна быть в бумагах компаний первого эшелона и немного во втором, а оставшиеся 20% можно оставить «на десерт» — для высокодоходных вложений.

Особенность коммерческих облигаций — продажа при первичном размещении по закрытой подписке, список потенциальных инвесторов не может превышать 500 лиц. Есть также ограничение прямой рекламы при обращении на вторичном рынке. Поэтому коммерческие облигации нельзя отнести к обычным инвестициям для массового инвестора. Тем не менее они могут стать популярным инструментом для разборчивых инвесторов.

Важно, чтобы у этих инвесторов было доверие к организатору выпуска, который не должен допустить выхода на рынок плохих бумаг. Возможно, следует задуматься над созданием некоего клуба потенциальных организаторов выпусков коммерческих облигаций, чтобы договориться об условиях или задать стандарты. Это позволит избежать дефолтов на зарождающемся рынке и повысит доверие инвесторов к новому инструменту.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Как всегда — доходчиво!
Наш сайт:
Yango.Pro

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Следите за новыми публикациями:
Facebook | Twitter | Телеграм | ВКонтакте | Одноклассники

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ЧИТАЙТЕ НА НАШЕМ САЙТЕ:
✔️
Итоги года по версии Yango.Pro
✔️ Yango стал стартапом дня по версии VC.RU
✔️ 5 вещей, которые действительно важно сделать до Нового года
✔️ Как правильно инвестировать в коммерческие облигации
✔️ Лучший месяц чтобы купить надежные облигации
✔️
Госбанки приучают вкладчиков к своим облигациям
✔️ Банк Хоум Кредит и Yango предлагают доходные вложения
✔️ История одного прогноза о будущем рубля и облигаций
✔️ Почему граждане не инвестируют деньги в реальную экономику
✔️ Илья Варламов заработал через Yango 20% годовых
✔️ Облигации Сбербанка — покупать или нет?
✔️ Доходность облигаций простыми словами
✔️ Как приумножить деньги без риска?
✔️ Поколение цифры
✔️ Прогулка по финансовой Москве
✔️ Вложить деньги в мечту
✔️ Счастливчик из Саранска
✔️ Куда вложить деньги, чтобы получать доход
✔️ Купить облигации в 1 клик
✔️ Лучший способ разместить сбережения
✔️ 20 способов получения пассивного дохода
✔️ Чьи облигации самые лучшие
✔️ Простая инвестиция на полгода
✔️ Бондизация — твой вклад в рост ВВП
✔️ Что нужно знать, чтобы купить облигации
✔️ Купон по облигациям плюс бонус
✔️ ЦБ нашел альтернативу вкладам
✔️ Приложение Yango — это iPhone в мире облигаций
✔️ Купить облигации для патриотов
✔️ Как купить «народные облигации» и нужно ли это делать
✔️ Народные облигации: дорогой урок
✔️ Инвестиционный тест от Ильи Варламова
✔️ Продюсер FinNext открыл счет через Yango
✔️ Блогер Илья Варламов протестировал Yango
✔️ Как будет развиваться сервис Yango
✔️ Простой способ заработать на снижении ставок
✔️ Когда облигации доходнее вкладов и акций
✔️ Новые идеи для заработка в облигациях
✔️ Народные облигации Минфина: кому выгодно
✔️ Инвестировать самому или отдать деньги в управление
✔️ Как получать от государства 52 000 рублей в год с помощью ИИС
✔️ Облигации: как без риска получать доход выше, чем на банковский вклад
✔️ Главный инструмент инвестора — это его мозг