Коллаж, фотомонтаж и вдохновение

07.01.2018

Марина Кравченко. НЕО леди
Марина Кравченко. НЕО леди

Что такое коллаж?

Коллаж (от фр. collage - приклеивание, наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве. Первоначально термин «коллаж» применяли к живописным или графическим произведениям, созданным путём наклеивания на какую-либо основу разнообразных предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Но со временем понятие «коллаж» стало употребляться в других жанрах искусства в более широком значении - как смесь разнородных элементов, объединённых общей идеей.

Коллажи делятся на две большие группы: объёмные и плоские. Объёмные коллажи создают, используя самые разные предметы и материалы, комбинируя их друг с другом. Плоские, в том числе и фотоколлажи, составляют из изображений, фотографий, рисунков и их частей, располагая элементы на одной поверхности.

Особенностью коллажа является способность или выделить основную мысль изображения, или наоборот – закамуфлировать её, средствами цвета, фактуры используемых материалов.

Марина Кравченко
Марина Кравченко

Разновидности коллажа

Аппликация (application - накладывание, прикладывание) – это наклеивание специально подготовленных элементов, вырезанных из бумаги, кожи, ткани, растительных и других материалов на основу.

Ассамбляж (assemblage - соединение, объединение, скрепление) - техника создания композиций из элементов составляющих ассоциативный ряд, по одному или нескольким признакам.

Бриколлаж (bricollage - изготовление самоделок, работа на дому) - техника изготовления произведений искусства, элементов оформления и отделки, из любых материалов естественного или искусственного происхождения, несочетающихся в обычном представлении.

Декупаж (decoupage - разрезание, разделывание, вырезывание) – это искусство украшения объектов приклеиванием разных по цвету, фактуре и размерам кусочков бумаги в сочетании со специальными эффектами краски, лака, других покрытий. Обычно поверхность объекта полностью скрывается отделкой и имеет вид инкрустации.

Монтаж (montage - подбор, соединение, сборка) - композиция из серии элементов, состоящих в единой последовательности, определяющая главный смысл одного из элементов или всей композиции в целом.

Первые коллажи

Первые свидетельства использования техники коллажа относятся приблизительно ко II веку до н.э. Кстати, считается, что именно в тот период времени в Китае была изобретена бумага. Позже, начиная с X века, японские каллиграфы стали использовать в своей работе специально обработанную и склеенную из небольших кусочков бумагу.

В Европе история коллажа начинается в XIII веке, а в XV-XVI веках коллаж проявляется в оформлении готических соборов в виде различных элементов драгоценных металлов. Тогда же драгоценные камни и металлы стали использоваться для украшения святых изображений и их обрамлений.

Коллаж как декоративный приём отделки икон
Коллаж как декоративный приём отделки икон

Однако, несмотря на широкое использование в разные периоды времени художественных методов, похожих на коллаж, многие критики утверждают, что искусство коллажа появилось лишь после 1900 года благодаря первой фазе модернизма.

Многие считают, что само слово «коллаж» было придумано в 1910-1912 годах Жоржом Браком и Пабло Пикассо. Именно тогда в начале XX века техника коллажа стала применяться для создания авангардных произведений. Например, Брак наклеивал раскрашенные листы бумаги, газеты, обои и т. п. на холст и создавал тем самым некую композицию. Позже он же добавил пачки от сигарет, спичечные коробки, игральные карты. Жорж Брак разрезал на куски бумагу с имитацией текстуры дуба и пшеницы и клеил на рисунки, сделанные углём. Он также использовал деревянные части, соединяя и комбинируя их различными способами с изображениями. Практически в то же время Пабло Пикассо стал использовать коллаж в создании своих картин.

Пабло Пикассо
Пабло Пикассо

Одним из первых и очень талантливых создателей «новой» действительности в жанре фотографического тематического монтажа стал швед Оскар Густав Рейландер (1813-1875).

Его картина «Два пути жизни» («Два образа жизни»), показанная на Выставке Сокровищ Искусства в Манчестере в 1857 году - это пример сложнейшего фотомонтажа. Оригинал размером примерно 41x79 сантиметров напечатан с тридцати негативов, использовано 20 моделей, потрачено шесть недель работы. Картина известна в двух вариантах, отличающихся расположением фигур. В центре композиции находятся двое юношей, выбирающих путь жизни. С одной стороны изображены фигуры, олицетворяющие добродетели: труд, мысль, скромность, пытливость, заботу; с другой - пороки, соблазны, стяжательство (пьянство, безделье, азартные игры, проституция).

Оскар Густв Рейландер. Два образа жизни. 1857.
Оскар Густв Рейландер. Два образа жизни. 1857.

Кстати, Оскар Густав Рейландер ещё до изобретения экспонометра, нашел способ определения освещённости в студии. Для этого он использовал свою кошку: если кошачьи зрачки становились похожими на узкие щели, Рейландер ставил короткую выдержку, а если расширялись больше обычного, то фотограф делал выдержку длиннее.

Примерно в те же годы (1858 г.) фотомонтаж сделал Henry Peach Robinson. Его фотография называлась «Fading Away» («Постепенно тающая») и была создана путём комбинации и наложения пяти негативов. На фотографии изображена умирающая от туберкулеза девочка.

Henry Peach Robinson. Fading Away.1858
Henry Peach Robinson. Fading Away.1858

В России коллаж появился в двадцатые годы прошлого века. Он проявился в творчестве художников-конструктивистов Александра Родченко, Эля Лисицкого и других. Они считали фотоколлаж понятным для советского революционного искусства. С помощью фотоколлажа создавались листовки, агитационные плакаты, фотофрески, иллюстрации.

А.Родченко. Иллюстрация к поэме Маяковского "Про это", 1924
А.Родченко. Иллюстрация к поэме Маяковского "Про это", 1924

В период Великой Отечественной войны широко использовалась техника фотоколлажа при создании фотоплакатов. Например, такую технику фотомонтажа использовали известные советские художники В.Корецкий и А.Житомирский. Эти художники делали листовки, которые печатались огромными тиражами. Даже по прошествии многих лет эти работы можно назвать примером безукоризненного фотомонтажа.

В.Корецкий. Фотоплакат "Наши силы неисчислимы". 1941
В.Корецкий. Фотоплакат "Наши силы неисчислимы". 1941

После появления цветной фотопленки стал развиваться и цветной фотоколлаж. Особый расцвет этого вида искусства пришелся на восьмидесятые годы двадцатого столетия. В то время фотоколлаж был крайне сложным процессом, ведь для его создания была необходима очень дорогостоящая техника и много времени для соединения всех частей в единое целое.

Надо понимать, что ранние произведения этого искусства создавались годами и были необычайно трудны в исполнении. Однако, технологии постоянно совершенствовались и в наше время, благодаря появлению цифровой фотографии и большому количеству компьютерных фоторедакторов, процесс изготовления коллажей стал намного проще.

В настоящее время фотоколлаж широко используется фотохудожниками и дизайнерами. Также широко применяется компьютерный фотомонтаж в создании модной одежды и для изготовления печатной продукции.

Журнальный фотоколлаж

В XX веке искусство коллажа особенно ярко проникает в рекламу, театральные и кино- афиши. Позднее, комбинированная съемка в силу ёмкости визуальных решений, начинает широко использоваться и периодическими изданиями, и в книжном дизайне. Современный журнальный фотоколлаж существует в двух видах: декоративный и псевдо-реалистичный.

Первый — это сложная мозаика фотоэлементов иногда вперемешку с графикой, основная задача которого – это смысловая и символическая информация. В таком коллаже важно создать яркую картинку при помощи любых средств, чаще всего без согласования с реальностью таких качеств, как освещение, пропорции, перспектива, масштабы и тому подобные.

Eduardo Recife
Eduardo Recife

Второй вид — псевдо-реалистичный фотоколлаж, - это воздействие на фотографию, способом склеивания нескольких фотоэлементов. Тут задача, как раз наоборот — создать картинку, отличающуюся от реальности лишь тем, что на момент создания снимка этого сюжета или просто его деталей не существовало, но вполне могли бы быть — например, в будущем или же прошлом.

Patrick Winfield. Tree on the hill. 2012
Patrick Winfield. Tree on the hill. 2012

Вообще фотоколлаж может нести в себе несколько или один из смыслов: философский, сюрреалистический, метафорический, пропагандистский, политический, комический или какой-либо ещё. Но в то же время коллаж может быть без какого-то глубокого смысла, но картинка всё равно будет яркой и интересной по настроению. К тому же техника фотоколлажа бывает не только в виде комбинации из соединений нескольких сюжетов в одном.

Мозаичный коллаж

Существуют техники мозаики или пазла (создание единой картинки с помощью множества мелких карточек, схожих по мотивам или текстуре внутри фотографии). Мозаика может быть составлена как единая картина чего-либо, а может в итоге образовать что-то совершенно новое. Так, в собранной из множества разнотональных фотографий картинке можно увидеть лицо человека или какой-либо иной сюжет.

Paulo Borchert.Agency: R/GA.Brasil Series
Paulo Borchert.Agency: R/GA.Brasil Series

Фотосериал или фотокомикс

Еще один художественный прием — это коллаж фотосериал. Фотосериал или фотокомикс – это последовательный рассказ, в котором одни и те же действующие лица совершают действия, впоследствии размещённые в одной картинной плоскости. Наиболее простой и распространённый вид фотосериала – это фоторецепты, т.е. последовательный рассказ о приготовлении того или иного блюда. Кстати, достаточно часто встречаются иллюстрированные инструкции об эксплуатации различных гаджетов, выполненные в технике фотосериала.

Пример коллажа, выполненного в технике фотосериала
Пример коллажа, выполненного в технике фотосериала

На этом вводная литературная часть завершена. А теперь предлагаем просто посмотреть на несколько, на наш взгляд, очень интересных примеров фотоколлажа.

Примеры фотоколлажа

Андрей Полушкин. Recon­struction o­f memory
Андрей Полушкин. Recon­struction o­f memory
Андрей Полушкин. Recon­struction o­f memory
Андрей Полушкин. Recon­struction o­f memory
Андрей Полушкин. Recon­struction o­f memory
Андрей Полушкин. Recon­struction o­f memory
Андрей Чежин «Твое-мое». Зеркало. 1991
Андрей Чежин «Твое-мое». Зеркало. 1991
Андрей Чежин. Хармсиада, 1995
Андрей Чежин. Хармсиада, 1995
Марина Кравченко
Марина Кравченко
Andrew Moore. Books
Andrew Moore. Books
Andrew Moore. Nostalgia
Andrew Moore. Nostalgia

Andrew Moore. Native Dori­c
Andrew Moore. Native Dori­c

Материал подготовлен Alex Mart специально для проекта 30 Day Photo. Опубликовано в сентябре 2012 года на страницах проекта 30 Day Photo. Материал публикуется с согласия авторов с незначительными сокращениями.