И без пятёрки не возвращайся!

341 full read
И без пятёрки не возвращайся!

Первый урок ещё не начался, дети только собираются в классе. Я сижу в благодушии, медитирую - настраиваюсь на плодотворную работу, чаёк попиваю. Подходит Ваня с дневником и учебником чтения.

- Марьванна! Я стихи по желанию выучил. Послушаете?

"Ух ты, - думаю. - Круто! Стихи, которые я не задавала, выучил". Отличное начало дня!

- Давай, Ванёк, порадуй! С удовольствием послушаю.

Ванёк с воодушевлением читает стихи и протягивает мне дневник для пятёрки. Знает, бродяга, учительскую слабость: люблю и приветствую, когда дети по собственному желанию дополнительно занимаются.

- Получай, Ванюша, заслуженную "пять"! А, стесняюсь спросить, отчего такая любовь к поэзии вдруг проснулась?

- Да это мне, Марьванна, папа сказал сегодня 4 пятёрки принести. Он со мной в боулинг тогда сходит. Вот одна пятёрочка уже есть!

Упс! Закайте губу обратно, Марьванна. Где Тютчев, а где боулинг, догоняете?

- Ну, Ваня, успехов тебе в труде сегодня! А если не выйдет? Жизнь-то такая штука, знаешь ли...

- А я прям изо всех сил буду стараться, Марьванна!

К концу дня Ваня от усердия был как выжатый лимон. Чем ближе был конец уроков, тем грустнее он становился. Оставшиеся три пятёрки никак не желали появляться всем скопом. Еле наскрёб одну по физ-ре. Уходя домой, Иван рыдал: не смог оправдать папиных ожиданий, и поход в боулинг накрылся медным тазом.

Позднее выяснилось, что папа по 4 пятёрки ляпнул просто так, для острастки. Чтобы сынок был в тонусе и на уроках не расслаблялся. Не думал папа, что Ваня поймёт его буквально и будет из кожи вон лезть, чтобы папину установку выполнить. (В боулинг, к папиной чести, сходили.)

Знаете, дети очень хотят быть хорошими в глазах своих родителей. Хотят оправдать доверие и не опозорить фамилию. Бывает, детям внушают дома, что любовь надо заслужить. Особенно школьникам. Принесёшь пятёрку - люблю, принесёшь двойку - не люблю. Пятёрка - хороший мальчик (умница девочка), двойка - оболтус, изверг, глаза бы мои тебя не видели... Вот дети и стараются, как могут, "заслужить" любовь и внимание.

Иногда взрослые слишком задирают планку требований для своего ребёнка. Шаг влево, шаг вправо - расстрел. Я уже рассказывала (здесь), как мой ученик Костик однажды полз на коленках от двери до моего стола с плачем: "Марьванна, не ставьте четвёрку за контрольную!" Папа из ребёнка пятёрки выколачивал ремнём. Сам - бывший троечник.

Одна дама из шоу-биза с упоением рассказывала про дочь-третьеклассницу: "Она у меня отличница! Когда она вдруг приносит четвёрку, меня это не радует".

И чего хорошего-то в таких вымученных пятёрках? Зачем учатся дети? Чтобы мама с папой были довольны? Тогда - здравствуй, "синдром отличника" на всю оставшуюся жизнь. И вечное недовольство собой: я мог бы лучше, я дурак и неудачник... Вечное стремление прыгнуть выше головы и доказывать, доказывать окружающим свою состоятельность и компетентность. Вечные попытки соответствовать чужим ожиданиям. Делаем из детей невротиков...

Ещё картинка. Писали дети олимпиаду. Задания повышенной сложности, естественно. Девочка сказала папе, что ответила только на половину вопросов. Папа остался недоволен: "Как ты могла? Что за дела?!" Да так! Как смогла, так и ответила. Это олимпиада, а не проверочная по изученному материалу. Пойди, папа, сам ответь на все вопросы. "Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет".

И ещё момент. "Если я закончу четверть без троек (без четвёрок, на все пятёрки и т.п.), мне родители подарят самокат (велосипед, айфон и т.п.) Мотивируют типа. Так вот, никакая это не мотивация. По крайней мере, к учёбе и получению знаний она не имеет отношения. К самокату - да. К айфону - да. Но не к учёбе.

Самокат купили - можно больше не учиться. Цель достигнута. Потом чем будете мотивировать? Пятёрки всё дороже будут маме с папой обходиться. В начальной школе основной мотиватор - живой интерес родителей к процессу обучения, радость успехам ежедневным (хоть малюсеньким), понимание и помощь в трудностях. Бесполезно рассказывать ребёнку про ждущую его денежную работу (или, наоборот, подзаборную карьеру) через 20 лет. Для маленького ребёнка что 20 лет, что 100 - всё едино. Какое-то необозримое будущее. Он живёт сейчас.

Моё мнение про то, как неправильно и как правильно мотивировать - в статье "Мотивация - дело тонкое".

Эх, отменили бы отметки! Сразу бы жизнь детско-родительская-учительская заиграла яркими красками. Сколько бы нервов сохранилось. Мечтаю...