Про первую парту

3k full reads

Источник иллюстрации - Янденкс Картинки
Источник иллюстрации - Янденкс Картинки

Острый, наболевший и животрепещущий вопрос задают иногда родители в начальной школе.

- Марьванна, а чой-то мой ребёнок всё время на галёрке? Вы его что, не любите? Посадите его за первую парту!

Бытует мнение, что если ребёнка не сажают вперёд, к нему непременно предвзято относятся, не любят, с глаз долой удаляют, жестоко оставляя во тьме неученья. Это обычно подозрительные мамы с папами так считают.

Беспокойные и заботливые мамы и папы аргументируют просьбу так:

- Он там ничего не видит, не слышит, не понимает, дурака валяет. Посадите его ближе к себе, чтоб учился, оглоед.

Или:

- На «Камчатке» одни двоечники и тунеядцы сидят. Оградите моего ребёнка от этой гоп-компании!

Эх, друзья мои! Знали бы вы, в каком нынче дефиците первые парты…

А ещё бывает так:

- Пересадите мою девочку от этого мальчика. Она жалуется: у него изо рта плохо пахнет.

Пересаживаю. Через несколько дней та же мама:

- Пересадите мою девочку от этой болтливой девочки. Она не даёт учиться.

Пересаживаю. Через несколько дней:

- Пересадите мою девочку от этого мальчика. У него сопли, слюни, немытые ущи, толстые ноги и т.д. и т.п.

Так и хочется сказать: «Мама! Пересадите уже свою девочку в другой класс!»

1 класс. Первое собрание. Предваряю и устраняю все прения по поводу места фразой: «Уважаемые родители! Рассадка детей в классе – исключительно моя прерогатива. В каком ряду, за какой партой сидеть ученику, решаю я». Категоричность свою поясняю.

При рассадке детей учитываются:

- рост;

- зрение;

- слух;

- различные диагнозы (СДВГ, ФФНР, ОНР и др.), мешающие свободно учиться;

- социальные связи ребёнка в классе (Можно ли этих двоих-троих товарищей посадить рядом? Будут они работать или станут устраивать друг с другом дебаты, переходящие в Куликовскую битву? Буду я спокойно объяснять материал или их воспитывать-успокаивать весь урок?).

Всё это я знаю лучше родителей. Поскольку за атмосферу на уроке отвечаю я, рассаживаю детей для продуктивной работы тоже я.

Процесс рассадки у меня обычно проходит так. На маленьких бумажках пишу имена детей и – начинаю игру в «пятнашки». Двигаю эти бумажки туда-сюда, туда-сюда, туда-сюда… Надо ж всё учесть! По 30-40 минут порой сижу, башку ломаю. Этот тут уже сидел; у того село зрение – надо двигать кого-то; те двое передрались не на жизнь, а на смерть; эта парочка – трещотки-болтушки. Мозг мой бедный кипит.

Что наблюдается регулярно? Класс чётко делится на две половины. В передней (ближней к доске) половине 8-12-14 одинарных парт заняты детьми с различными медицинскими показаниями. Поскольку количество очкариков растёт со страшной силой, передних парт занимается всё больше.

Получается, часть класса просто обречена всё время сидеть на задних партах. Шанс временно передвинуться поближе появляется, когда кто-то с передней парты заболел или уехал, или вообще выбыл.

Так что перемещать детей в направлении «ближе-дальше» плохо получается. Возможно только перемещение «слева направо»: из ряда в ряд. Чтобы угол зрения менялся и глаза ребёнка не оставались долго в одном положении, мы меняемся рядами. Раз в месяц или раз в четверть.

Все эти нюансы я и излагаю родителям, надеясь на понимание. Но всё равно кто-то возмущается и обижается.

Одной такой обиженной маме я предложила прийти и помочь мне рассадить детей. При этом не забыть учесть все вышеизложенные пункты. Правда, говорю, не уверена, что имею право раскрывать вам чужие диагнозы. И..? Думаете, пришла? Конечно, нет. Правда, и претензии её закончились.

Знаете, ещё многое упирается в СанПиН. Нет уже верхней границы наполняемости классов. Отталкиваться надо от площади кабинета и рассчитывать по 2,5 м2 на ребёнка. Я посчитала.

Площадь моего кабинета – 48 м2. Вычитаем необходимое расстояние от доски до первых парт (12 м2), площадь, занимаемую шкафами, тумбами, учительским столом, проходами между рядами (грубо 6 м2). Осталось всего 30 м2. Делим на 2,5. Получаем 12 человек! Красота! И все чудно усаживаются за 1-2 парту. Все довольны. Тишь и благодать. Вот только в классе у меня 28 человек. И это не самый многочисленный класс. Есть классы, где последние парты чуть ли не в шкафу у задней стены кабинета. Заходишь в такой класс, а там черно от голов. И как всех посадить вперёд, большой вопрос.

Так что – да: для кого-то сидеть за первой партой – недосягаемая мечта. И выполнить учителю все родительские пожелания объективно невозможно. Учитель же не золотая рыбка.

Но, дорогие родители, не волнуйтесь. Скоро проблема разрешится сама собой. Дети чуть повзрослеют, уйдут из началки в среднюю школу и будут сами убегать на последние парты. От учителя и доски подальше. Себя вспомните: вам-то на всяких совещаниях-собраниях на галёрке, наверное, приятнее сидеть))