Разваливаем образование? Ничего личного, просто бизнес...

13.07.2018

Лето, отпуск... Забыла бы Марьванна про школу, да кто ж ей даст? Самое время готовиться к новому учебному году - с наслаждением писать рабочие программы. Главное, не писать в них то, чего нельзя писать. Тсс, тихо!

Сижу и матерюсь, то есть наслаждаюсь бессмысленностью написания рабочих программ. Пишите, учителя, пишите. Занимайтесь Сизифовым трудом. Переписывайте до бесконечности авторские программы к УМК и требования ФГОСов по вертикали, горизонтали и диагонали. Написала уже около 300 страниц. Кто сей бестселлер будет читать? И почему раньше было достаточно простого планирования?

И всё-таки речь моя будет не о программах (см.заголовок). Коллеги с учительских каналов уже достаточно и правдиво про это безобразие написали. Но два фактора в них (программах) и ещё кое-какие нововведения меня сподвигли на статью.

Первый. Думаю, кто же это придумал учителю такую радость? Оказывается, это даже не Минобраз, а Минздравсоцразвития! Приказ № 761н (от 26.08.2010). Нам мало своих начальников. Давайте, кто ещё хочет поруководить школой и учителями? Похоже все, кому не лень. Да ещё так поруководить, чтобы это приносило отличный доход.

Второй. В программах нам нельзя писать учебники не "Просвещения". Тсс... А то ой-ой-ой! Правда, в Федеральном перечне на 2018-2019 год почему-то и учебники других издательств приведены. Но это нам не указ. Неважно, что написано в перечне, важно, что сказано департаментом на совещаниях и селекторах. Ничего личного, просто бизнес...

С сайта газеты "Ведомости": «Еще в 2014 г. доходы издательства ("Просвещение") от госконтрактов составляли 2,8 млрд руб., следует из базы данных СПАРК. За три года такие доходы издательства выросли почти вдвое. За последние несколько лет «Просвещение» часто привлекало административные ресурсы для получения государственных контрактов на покупку учебников, рассказывали «Ведомостям» источники в других издательствах. Из-за этого школам приходилось закупать учебники, которые разрабатывались еще в 70-х гг.»

А вот ещё: "…Братья Ротенберги планировали пролоббировать создание «госкорпорации по развитию образования», чтобы через нее навязывать свою учебную продукцию всем школам, предварительно разослав через Минобразования соответствующие рекомендации".

Забудьте, учителя, про вариативность и про: "...педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников..." (закон "Об образовании", ст.55, п.4). Шаг влево - скандал и увольнение? А что вы хотите? Ничего личного, просто бизнес...

А какой бизнес был сделан на ноутбуках МасВооk Apple несколько лет назад! С введением новых ФГОС (2012 г.) и по указанию Д.Медведева в началку поступили эти ноутбуки. Прямо 1 сентября первоклассники должны были на них работать. Во куда прогресс и реформы шагнули! Не знаю ни одного учителя, который бы рискнул дать первокласснику 1 сентября дорогущий компьютер. Не расплатишься потом.

Да, дети наши работали на этих компьютерах. Можно было много интересного сделать. Правда, с "виндой" это не сочеталось никак. Дети несли домой флешки со своими работами, а просмотреть их дома мало кто мог - несовместимость программ. Теперь половина этих "макбуков" вышла из строя. Кто их должен ремонтировать и обслуживать? Учитель за свой счёт? "Макбуки" получились одноразовые. Новых поставок нет и не предвидится.

А теперь у нас внедряется "Московсквя электронная школа" (МЭШ), на подходе "Российская" (РЭШ). Интерактивные доски, индивидуальные планшеты для учеников, Wi-Fi в каждом классе. Каждый урок в электронном виде. Учителей активно обучают и даже материально стимулируют за разработки уроков. Ждут нас "геймификация образования" ("В ближайшее время игровые достижения начнут признаваться как образовательные результаты"), "учебные системы дополненной реальности", "коворкинги и ИТ-полигоны", "хакспейсы", "science-art лаборатории", "фаблабы" и "виртуальная школа" в целом. Система образования изменится. Но вот в лучшую ли сторону?

В рамках программы PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) в 2012 и 2015 годах проведено исследование последствий использования цифровых технологий в школах разных стран. В итоговом докладе сказано, что за последние 10 лет страны с крупными инвестициями в школьные цифровые технологии "не зафиксировали ни одного заметного улучшения результатов среди учеников в понимании написанного, в математике и в других науках... В среднем самый высокий уровень использования ИКТ связан со значительно более слабыми результатами".

А мы ещё говорим про гаджетозависимость у наших детей. Вот почему-то Стив Джоб запрещал семье использовать гаджеты по ночам и в выходные дни. Крис Андерсон, исполнительный директор 3D Robotics, настроил гаджеты своим пятерым детям таким образом, чтобы каждый из них мог быть активирован не более пары часов в сутки. Эван Уильямс, основатель Blogger и Twitter, разрешает своим детям пользоваться планшетом и телефоном не более часа в сутки. Уж эти-то люди не дураки!

В основе проекта МЭШ лежит глобальный проект Агентства Стратегических Инициатив (АСИ), ВШЭ и МШУ "Сколково" «Форсайт образования 2035». Почитайте. Я почитала, страшновато стало. Все направлено на экономику и бизнес. Мы должны вырастить идеальных работников. Где-то я уже это слышала.