А начиналось как космоопера для девочек: Soukou no Strain


奏光のストレイン

Жанр: экшен, меха, космос, ангст
Выходил: ноябрь 2006 – февраль 2007
Английское название: «Strain: Strategic Armored Infantry»
Русское название: «Мерцающий/сияющий стрэйн»
13 серий 
Оценка: 8 из 10

奏光のストレイン

Жанр: экшен, меха, космос, ангст
Выходил: ноябрь 2006 – февраль 2007
Английское название: «Strain: Strategic Armored Infantry»
Русское название: «Мерцающий/сияющий стрэйн»
13 серий
Оценка: 8 из 10

А начиналось всё как сёдзе-космоопера...

В далёком-далёком будущем человечество основательно расселилось по Галактике и разделилось на два враждующих государства: Федерацию и Дига. В одном из них, видимо, к человеческому ресурсу относились более бережно, предпочитая воевать толпами беспилотных дронов, а в Федерации сделали упор на… Огромных Человекоподобных Боевых Роботов.

Вот, в семье потомственных водителей этих «Стрэйнов», очень рано лишившиеся родителей жила Сара Вирек со своим обожаемым и боготворимым старшим братом Ральфом. Который по семейной традиции служил в армии. И достиг определённых успехов, в результате которых был премирован уникально крутым Стрэйном и услан на дальний, но очень важный фронт. Естественно, Сара очень не хотела расставаться с единственным дорогим ей человеком, но приказ есть приказ.

Что ещё хуже – из-за релятивистского искажения времени – шансов встретиться с братом снова у неё нет. Точнее – есть один: немедленно самой записаться в армию и догнать брата на фронте. Тем более, что для управления Стрэйном необходимо устройство «мимик», изготовляемое ещё в то время, когда ребёнок ещё только вынашивается и уникален для каждого человека. И у неё, в силу фамильной традиции он есть.

Однако в процессе тренировок её «мимик» был повреждён. А он невоспроизводим. К тому же до неё доходят слухи, что её брат появился вовсе не там, где надо, да ещё в роли офицера Дига. Напал на колонию, что-то там забрал и делся. Не понимая, что братец вытворяет – Сара ещё больше хочет встретиться с ним и под вымышленной фамилии поступает на «пехотный» факультет, благо для пехотной брони «мимик» не требуется. И во время учебного вылета на отдалённый полигон с целым кораблём таких же курсантов…

Очень сложно писать краткую вводную к такому странному сериалу. Просто потому, что даже краткое описание должно давать понимание о сериале, а он весьма своеобразен. Опять же – это наводка baka_utena, и опять же – наводка интересная, странная и неожиданная.

Про неожиданности и странности поговорим чуть позже. Сейчас время ругаться. И основная моя претензия к тому, что тут много чего вертится вокруг релятивистских скоростей и парадокса времени. Но наверчен полный и тотальный бред. Проще говоря, когда автору надо – оно есть. Когда не надо – про него просто забывают. Надо, что братья из-за этого младший стал пожилым дядькой, а старший остался подростком – вот и сделаем. Надо, чтоб спасательная экспедиция прилетела мгновенно – прилетит.

Соответственно, хотя мгновенной связи у Человечества нету (и об этом целый сюжет) – какие-то новости доходят за сотни световых лет мгновенно. Да и вообще, как государственность, так и тем более войны между раскинутыми на такие расстояния планетами – занятие не просто сомнительное, а скорее даже бессмысленное. Никакие «подкрепления из других систем» просто не успеют к бою.

В общем, с точки зрения научной фантастики здесь бред сивой кобылы. Но он, по счастью, довольно вторичен. Если бы про все эти переходы на субсветовые скорости не вспоминали бы по десять раз на серию – я бы даже особо не ругалась. Поскольку сериал немного не о том.

С технической точки зрения, я была крайне довольна. Стилистика – как я люблю, 2007 год – самое моё любимое время. А уж какие дизайны, какие дизайны! Причём всего – от лиц, через одежду-мундиры до техники. При этом, конечно, все эти кастрюльки-на-ножках мне весьма безразличны, но крупные межзвёздные корабли просто шикарны. Особенно крейсер Дига, на котором летает в числе прочих и братец-перебежчик.

По музыке – хорошо, но в меру.

Ну, а теперь про странности и неожиданности. В первую очередь – сериал про выстраивание человеческих отношений. Сарочка же у нас «имел одной он думы власть, одну, но пламенную страсть» (впрочем, это у них семейное). И поэтому абсолютно молчалива и напрочь игнорирует все наезды и подколки сослуживиц и сослуживцев. Такой практически робот. Летящий снаряд. И очень интересно, как она взаимодействует. Потому что есть люди, которые ей симпатизируют. Не зная, кто она на самом деле. А она не понимает – откуда эта симпатия и зачем она ей самой? Ну, и конечно размышления и терзания. Особенно когда события набирают ход, и история начинает распутываться и становиться всё более и более понятной как для участников, так и для зрителей.

А события в общем-то идут очень быстро. И очень неожиданно. Почему я и сказала в эпиграфе, что это лишь «начиналось». В этом сериале смертей, причём иногда жутковатых – препорядочно. С первого, до последнего момента. И смертей второстепенных (а не только фоновых) героев. Кстати, тут надо сказать, что анимэшный штамп «родинка на лице» меня пугал всю дорогу: мне весьма импонировала одна девушка с такой отметиной. И каждый раз, когда я в конце серии обнаруживала, что ничего особо плохого с нею не случилось, а ужасов в прошлом не открылось – я радовалась: вдруг этого штампа избегут? Увы, нет. В самых последних сериях девушка получила по полной, а погибла вообще жутко. Мне страшно жаль её было.

Вообще, по части слезодавильности сериал марку «почти сёдзе» выдерживает вполне. Причём опять же, чуть ли не с самых первых минут. Только вот сентиментальных, хороших, может быть и с горчинкой слёз я пролила возмутительно мало. А вот реально грустных – много. Нет, я понимаю, война – это такая штука. На ней, говорят, убивают. (Спасибо, я в курсе). Но как-то всё равно для такого сериала перевес неправильный.

С другой стороны - в нём полно эччийных моментов. Причём подчас нарисованных детально и откровенно. Кое-кто, например, вообще явно спит друг-с-другом. Сам секс не показан, но страстный поцелуй, обнажающаяся грудь... и вот герои падают на пол, закрытые теперь диваном. В общем, совсем уж неприличного нету, но на грани - есть. Не сёдзево.

Тем более, что и с героями там всё тоже двояко. Да, великолепные развития как отношений, так и событий. Интриги мрачные и весёлые. Ах, при всей неудачливости Лавинии – я страшно сочувствовала ей, ощущала духовное сродство и почти что смотрела её глазами. Впрочем, здесь (в отличие от книги) её сделали совсем уж дурацкой. Но всё равно милая девушка. Что характерно интриги (правда не весёлые) идут не только на «нашем» корабле, но и на крейсере Дига: Барроу постоянно конфликтует с Мэдлок из-за какого-то зазнающегося всего лишь перебежчика Ральфа.

При этом – зачем-то притащили пачку «штампованных» героев, типа парочки детей-гениальных-учёных в лице Мелчиседека и Кармайкл. Ну да, забавно, смешно подчас. И они вообще однозначно положительные герои всю дорогу. И даже делают кое-какие могучие поступки. Но зачем, зачем было хотя бы не сделать их повзрослее?!

В общем, как-то неровно с героями тут.

Зато основной закон сёдзе по героям таки выполнен: Да, здесь есть один персонаж за гранью добра и зла, свято исповедующий, что цель оправдывает средства. Да и цель такая, что многие средства – её часть. Но и тот оказывается просто сумасшедшим, и причины для этого сумасшествия у него довольно веские. Правда всё равно решение он принял неправильное. Плюс к тому, по отношению к одному человеку он трогательно заботлив. Остальные же все – абсолютно люди человеческие. Не без плохих сторон подчас, зависть, обида – всё в них есть. И убивают людей к тому же, военные всё-таки. Тем не менее – вполне нормальные люди. Что особенно хорошо, показано, что люди именно все. Всё, происходящее на крейсере Дига – тоже совершенно по-людски. И по-людски вполне достойно. Ну, к примеру, тот же Барроу скрипит зубами, ругается и спорит ровно потому, что он обычный правильный офицер. И к перебежчикам относится закономерно плохо, а отсебятина с почти что прямыми нарушениями приказов вышестоящего начальства, которую порет Мэдлок, его бесит. Ну и сцена резни на крейсере тоже в ту же сторону нас разворачивает.

Ну, и собственно классические сюжеты перехода любви в ненависть (и обратные) не забыты. А любимый Нихонский сюжет противостояния двух самураев, друживших в детстве, но воюющих за разные стороны здесь доведён до логического максимума. Это не друзья. Это сестра с братом. Кстати, доведён до классического же финала, извиняюсь за спойлер.

Вообще, очень странно получилось. Действительно красиво как визуально, так и про людей и их взаимоотношения. И куча моральных дилемм как между отдельными людьми, так и организациями. В общем-то очень неплохая сюжетная интрига и хорошие межличностные интриги между всеми персонажами. Причём все разрешаются в общем-то так как надо и к добру. И вдруг - космические перелёты, кровавое месилово и всё такое. Тоже хорошо, но это уже более по части «отдельно торт, отдельно котлету». И самое главное – просто отвратительно продуманный мир, в первую очередь за счёт бреда с релятивистскими эффектами. Поэтому всё же восемь из десяти. Но и это немало.