Я знаю о девочках-волшебницах больше, чем вы хотели бы забыть: Mahou Shoujo Madoka Magica

07.01.2018

魔法少女まどか★マギカ PUELLA MAGI MADOKA MAGICA

Жанр: сейнен, махо-сёдзе, трагедия, сёдзе-ай
Выходил: январь-апрель 2011
Оценка: шедевр.
魔法少女まどか★マギカ PUELLA MAGI MADOKA MAGICA Жанр: сейнен, махо-сёдзе, трагедия, сёдзе-ай Выходил: январь-апрель 2011 Оценка: шедевр.

Итак, настала пора разразиться "телегой" по поводу этого могучего сериала.

Как я уже говорила, "всё случается в первый раз", и вот я таки целиком посмотрела махо-сёдзе.

Учащаяся первого класса старшей школы Канамэ Мадока видит сон, в котором незнакомая ей девочка её же возраста ведёт категорически неравный и явно магического свойства бой с чем-то... "Так же нечестно!" - восклицает Мадока. "Она знала, на что шла" - отвечает ей странный кавайный зверёк, сидящий рядом, - "Но ты можешь всё изменить!.." На следующее утро эта странная девочка переводится к Мадоке в школу, а ближе к вечеру - появляется и этот странный зверёк (называемый Кьюбей), да плюс ещё одна девочка так же непростых характеристик... И всё становится на свои места: есть Кьюбей, предлагающий контракт. Есть контракт: девочка становится волшебницей, получает исполнение одного желания, но взамен должна сражаться с ведьмами. Такое вот в общем незатейливое начало. В сочетании с довольно примитивной рисовкой и обильным использованием дешёвой плоской мультипликации из фотографий - вроде бы тут следует ожидать низкобюджетной бредятины для совсем маленьких девочек с совсем маленькими мозгами. Но... чёрт возьми, не даром в разделе "жанр" к этому сериалу указывают не только "махо-сёдзе", но и совершенно неожиданный "сейнен".

Натурально не даром. Чем отличаются лучшие серилы? Тем, что "водят за нос" зрителя. "Ты думала, что всё теперь понятно? А вот н-на! тебе!" С размаху. Вот такенным кувалдометром. Сначала делаем первый шажок. За исполнение этого желания девочка-волшебница должна сражаться с ведьмами. Ну, типа нормально, да. А если подумать? А если подумать - то она отныне должнасражаться с ведьмами пока не проиграет очередной бой. То есть - это навсегда. И уже вокруг этого маленького шага несколько обалденных поворотов. Фактически уже здесь становится понятно: девочка-волшебница на самом деле... не нормальный человек. Может быть у неё и нету вьетнамского синдрома, но жить "как все" она уже не может.

Сделаем шажок дальше? А что такое ведьмы? Впрочем, для нихонофонов эта загадка так же на сложна. Для остальных, чтобы особо не спойлерить - предложу засунуть в Гугл-транслейт кандзи 魔法少女  и 魔女 ... да посмотреть на произношение и значение.

А что на самом деле представляет из себя девочка-волшебница, как сущность?.. [Спойлер]: Здесь, кстати, у меня одна из трёх претензий к сериалу: истерику с тем, что душа вынута из тела и помещена в кристалл я совершенно не понимаю. Всё ощущения от тела ты получаешь, так какая разница, наоборот, я согласна с Кьюбеем - так даже удобнее![/Спойлер]
И так далее, и ещё, и ещё. С каждой серией картина мироздания не столько усложняется, сколько обретает детали. И детали - очень неожиданные.

А ещё персонажи.

Конечно, в первую очередь Кьюбей. Кавайный беленький котик-белочка с огромным пушистым хвостиком. С каждой серией, с каждой деталькой мироздания превращающийся... Да, пожалуй, его самый близкий "родственник" из известных сериалов - Рюк из "Тетрадки". Да и круче того. Рюк - развлекается. Кьюбей - абсолютно (именно абсолютно, на 100.(0)% безэмоционален). Он делает свою работу. Точка. Конец цитаты. Собственно, он и сам признаётся, что эмоции ему не ведомы и не понятны как класс.

Но Кьюбеем список персонажей далеко не заканчивается. Да, на самом деле и Кёко, и Мами, да и Мика - далеко не самые последние личности. И, что характерно (для обоих жанров: сейнен и сёдзе) - союзы и вообще дружба между всеми героинями (плюс условно мальчик-Кюбей) меняются как карусель, и все они по-совоему правы... Их всех можно уважать. Реально (и здесь как раз на сцену выходит жанр сёдзе: максимальное количество действительно отрицательных героев, положенных в этом жанре это "один". Тут, по сути - нет ни одного).

Кьюбей... Да, собственно я о нём уже говорила. Он очень странный. Нет, не странный даже. Алиенский. Впрочем, алиен он и есть, в некотором смысле. И его рассказы не только восполняют пробелы. Они рисуют довольно странную картину, и его логику нельзя не признать. Да прав он, прав. Логически - прав. Этически - нет. [Спойлер]: На самом деле, в его логике есть ошибка: где гарантия, что ставшая сверх-ведьмой Мадока удовлетворится Землёй, а не ломанёт крушить Вселенню? [/Спойлер]
Ну, и вторая претензия - его "энтропийное" объяснение картины мира вообще-то редкий дурдом. Впрочем, возможно, это беда перевода. А может быть и правда в сериале он гонит такую пургу. А может быть...
СПГС on
[Спойлер]:
Кьюбей сваливает в кучу все три закона термодинамики и делает из них полный дурдом. Но его главная идея по сути в том, что проявления человеческой души перераспределяют энергию не увеличивая энтропию (меру хаоса), т.е. что можно извлекать разницу потенциалов. Но! Что говорит Мика (хотя и, возможно, ошибается?) "Сколько счастья мы принесём - столько зла и причиним." Сделаем поправку - и всё встаёт на свои места: девочка-волшебница приносит Х счастья. Превращаясь в ведьму она выделяет Y энергии и приносит a*(X+Y) несчастья.Где a= коэффициент энтропии процесса волшебница-ведьма*. Кстати, именно поэтому процесс не встаёт: как мы видим, в среднем девочка-волшебница за время своей жизни как волшебницы убивает более одной ведьмы. но ведь это "более старые" ведьмы. Более слабые. Введём ещё разброс сил и всё с энтропией в порядке. Суммарная хаотичность существующих в данный момент ведьм быть может и меньше суммарной упорядоченности существующих в данный момент волшебниц. Но потенциальная хаотичность существующих в данный момент волшебниц превышает их упорядоченность. Заметим: чтобы уничожить молодую Мику-ведьму понадобилась целая Кёко-волшебница
[/Спойлер]
СПГС off

Мика. Самая наверное "левая" персонажка. Но за одно это её "Сколько приносим счастья, столько приносим и зла" - можно зауважать. И желание, за которое она стала волшебницей. И тонкая грань: "ты хочешь сделать добро, или хочешь, чтобы облагодетельствованные тобой были тебе благодарны?" И её желание сражаться до последнего. Кстати, она практически яндере. Но сдавшаяся самой себе.

Мами. Тоже вроде бы ничего особого (ну, если не считать о-о-очень приятного одеяние в хеншине махо-сёдзе). Но как она чётко, для тупых буквально расписывает настоящее одиночество девочки-волшебницы! И... она первая, кто объяснил... что от хорошей жизни волшебницами не становятся.

Кёко. Тут уже интереснее. Во-первых, интересные переходы от вражды к дружбе. во-вторых, то же, что и Мами. Не от хорошей жизни. Вы думали она - генки-цундере. Фигушки. Да она и жрёт как (прости Г-споди за такое некрасивое сравнение) Майка из "Фушиги Юги".... Не от хорошей... Ага. Привет-привет, кавайное махо-сёдзе. За спиной у каждой девочки-волшебницы стоит не просто песец, а Чёрный Песец, Военно-Морской Зверь. И в прошлом и в будущем.

Сама Мадока. Когда я смотрела сериал в первый раз - я думала: "Что за убогая прекраснодушная сопля?! Но ведь видишь же: тебе надо стать волшебницей, чем дольше ты тормозишь - тем хуже, а ты всё на какую-то фигню киваешь, да ещё и буквально бездействуешь!" Ну, правда, бесила она меня. Но вот по втором просмотре... я поняла всю правильность происходящего. Контракт с Кьюбеем - не контракт с дьяволом, отнюдь. Но его по-человечески, по-людски нельзя заключать, невозможно, не нужно - пока не припрёт.Я ведь сказала: чуть ли не со второй серии понятно, что контракт - это навсегда. Это черта под всей "прошлой" жизнью. Ты будешь выглядеть так же (пока не вступила в бой с ведьмой [Спойлер]: или такой же волшебницей[/Спойлер], как и раньше. Но прежней жизнью ты жить уже не сможешь.Дерись с ведьмами, избегай драк... Ты всё равно уже другая.

И, наконец, Акеми Хомура. Девушка, покорившая меня с первого взгляда. Иногда я иронизирую над определением OMG TEH REI, иногда спорю. Но на самом деле по-настоящему такие персонажи меня покоряют. Наверное потому, что я сама считаю, что женщине не должно показывать свои эмоции, ну, пока до края не дольётся (яндере же!). Так вот. Хомура на самом деле и есть главная героиня. Холодная. Скрытная. Сволочь. И опять не так. Благодарная. Преданная. Упорная. Хотя Мами вроде бы давала намёки (и вроде бы даже очень прямые) - именно Хомура в некий момент выдаёт фразу:
"Кёко: да ты человек вообще?!
Акеми: Конечно нет. Как и ты."

Она передаёт правильное ощущение. Поминте как-бы-НФ-фильм "Солдат": [Спойлер]: Мы - нелюди. Продавшие душу. Солдаты бесконечной войны.[/Спойлер]
Помните "Чёрную Лагуну"? Акеми-сан - уже в Ронапуре. От неё так и веет безысходностью бесконечной битвы (да, я вполне умышленно написала три "б", как усиление). Но она одновременно и главный "маяк надежды". Именно про неё Кьюбей сказал: "Она не может победить. Но если она проиграет, то ... ... И поэтому она начинает снова и снова."

Хомура-сан - не только настоящий воин. Она - воин, которого не сломить. Я не знаю, что ещё сказать. Это человек... Нет. Это - ЧЕЛОВЕК. Право слово, весь этот сериал можно смотреть просто ради неё. [Спойлер]: А вообще она - почти что сестра Сихо Мацури "Сола", Энмы Ай "地獄少女", и 古手梨花 (ひぐらしのなく頃).[/Спойлер] И за это бесконечное терпение, бесконечную целеустремлённость, бесконечную преданость, бесконечною.... Хомура-сан действительно воплощение бесконечностей. Но даже она - never give up не только потому, что она такая. Потому что мир таков. Потому что условия таковы. Она прошла через вечность потовров. Вечность борьбы, вечность одинаковых поведений людей. Я не даром поставила её в ряд с Сихо-сан и Имоуто-сама. Кроме как рядом с ними... Нет, иначе: она достойна стоять рядом с ними. И они - рядом с нею. Они шли через тот же Ад.

А ещё она активно пользуется всевыпиливающим машинганом свинца модели M249-Para, гранатами, пистолетами Desert Eagle и кучей других приятных для мальчиков штучек (ладно-ладно, я тоже не самая обычная девушка, и кое-что в этих делах понимаю).

И финал. Одновременно жуткий, жертвенный, светлый, и с надеждой. Я вот тут всё про сериал. Так скажу про себя. Последние две серии я плакала. Так же светло, как в "Арии". Но разница: "Ария" просто добрая. Сериал, про то, как любить жизнь. "Мадока" - злая. Сериал про то, что надо делать, про то, какой надо быть, на что идти (впрочем, свою судьбу я уже знаю), чтобы "Ария" случилась. Такова судьба девочек-волшебниц? Смешно. Но дело в том, что японцы смеются когда смущаются. Потому что так оно и есть. Для "Арии" нужны "Сола", "Дзигоку Сёдзе" и "Мадока".

И последнее. Но тоже очень важное. Это саундтрек. Kalafina - это уже очень здорово. Но здесь и они сделали шаг вперёд. Раньше их болтало по стялям. Теперь - это очень европейский symphonic heavy metal с потрясающим оперным женским вокалом на японском. Напряжённый, тоскливый, сильный... "прорвусь, проломлю, изменю!"

Не зря этот сериал по напряжённости обсуждений превзошёл "Еву". Ой, не зря. Я ведь и половины не описала.