Космос, мусор, любовь и политика: Planet ES (ΠΛΑΝΗΤΕΣ)

07.01.2018


プラネテス

Жанр: научная фантастика, сейнен, космос
Выходил: октябрь 2003 - апрель 2004
26 серий
Оценка: шедевр
プラネテス Жанр: научная фантастика, сейнен, космос Выходил: октябрь 2003 - апрель 2004 26 серий Оценка: шедевр

Через сто лет после высадки американской экспедиции на Луне люди уже основательно обжили околоземное простарнство, да и на самой Луне во всю строят города и шахты: разразившийся-таки нефтяной кризис потребовал новых источников энергии, а русские наконец-то довели до ума ТОКОМАК и примерно одновременно с этим наконец-то стало получаться с термоядерной энергетикой, а значит - возникла нешуточная необходимость в дейтерии и тритии, которые на Луне куда как легче найти. А на Юпитере - ещё легче, поэтому и туда готовится экспедиция. Вот в такое время юная японка Танабэ Аи наконец осуществляет свою мечту и получает работу в космосе. Впрочем, поскольку ни политических, ни каких-либо других заметных талантов у неё нету, равно как и "лапы" где надо - попадает она в самый запущенный и самый странный отдел транснациональной корпорации "Технора" - 'debris section'. Надо уже здесь отдать должное японцам за подбор идеального английского слова: ведь "debris" - это одновременно и "мусор" и "обломки". Вот, собственно, всякие обломки и всякие отходы строительства космических станций, бесхозно болтающиеся на орбите Земли они и собирают: после того, как маленький шурупчик от невесть какого спутника разгерметизировал пассажирский суборбитальный лайнер - человечество осознало, что с такими скоростями летающие даже шурупчики - это беда. И надо с ними бороться. А отдел, в который Танабэ распределили странен вполне закономерно: дохода сбор мусора особого давать не может, вот и сбагривают туда странных и неудобных личностей
Надо сказать, что ни про один сериал я не писала с таким трудом, как про этот. Дело в том, что он, как бы это сказать, всеобъемлющ. Как уже понятно из стартового описания - это "твёрдая НФ ближнего прицела". Причём НФ действительно очень качественная. Никакой технической или научной лажи, всё как действительно и должно быть, и как во время космического бума прошлого века и представлялось себе: искуственная гравитация за счёт вращения на крупных орбитальных станциях; рак вообще и лейкемия в частности - как профессиональное заболевание слишком долго работавших в космосе, нарушения в развитии рождённых и постоянно живущих на Луне детей... Буквально - практически все идеи и опасения тех времён в этом сериале нашли отражения.

С другой стороны - это отличный политический... то ли триллер, то ли памфлет. Потому что мир конца 21го века здесь - ничем от сейчашнего не отличается. То же INTO в роли ООН+NATO, беззастенчиво меняющее "неугодные" режимы в странах "третьего мира" в угоду группе ведущих держав под видом миротворческих миссий. Те же террористы из загнанных в политико-экономическую яму государств (особенно с учётом того, что основная энергетика теперь термоядерная - даже "сырьевым придатком" стать довольно сложно: и добыча, и производство энергии теперь полностью в руках высокотехнологичных держав). Тот же "звериный оскал капитализма" с...

Впрочем, это мы уже переходим к третьей стороне сериала - социальной. Дело в том, что экономические аспекты капитализма в нём раскрыты не очень, разве что махинации с подставными дочерними через третьи руки компаниями и слияниями-расколами имеют место быть. Всё равно, больше всего этот самый "звериный оскал капитализма" наблюдается именно в социальном пласте сюжетов. И опять же - охват просто поражает. Бомжи. Проблемы безработицы и связанные с нею невозможность получить страхование, например. Дикие интриги "подсиди ближнего своего" в корпорациях. Вообще, происходящее в крупных корпорациях отражено просто великолепно. Тут и лебезящие подчинённые, и самодурствующие менеджеры средне-верхнего звена, и "девяносто девять болезней".

Это сериал - путеводитель по национальным характерам. Как Хачимаки (японец) испытывает огромные затруднения нажать на спусковой крючок пистолета - и как Клэр и Хаким (выходцы из как раз стран "третьего мира") - не думают ни секунды. Как отвратительно лебезит, обещает сделать в принципе невозможное, вообще - как себя ведёт Лави... честное слово, мне, живущей в ОАЭ, где этих товарищей предостаточно - не было нужно смотреть на мелькнувшую в середине сериала экс-жену этого типчика, чтобы определить: индиец. И великолепный, потрясающе добрый, умный, заботливый, и чихающий на такое слово как "копирайт" - "лучший анимэшный русский" (с) Мак - Юрий Михайлов. Дядя Юра просто чудо!

И ещё - это чудовищно этичный и философский сериал. При этом - именно трогательно-добрый, не смотря на всё вышеперечисленное. И опять же охват - поражает. Как вам, например, вопросик: этичны ли похороны в космосе (т.е. запуск урны с прахом на третьей космической скорости)? А он есть. И вокруг него - один из самых трогательных сюжетов, да ещё и в самом начале сериала. И дальше не слабее. А когда девочка-лунитка, которой, видимо, не светит побывать на Земле вообще никогда - играет в Море Спокойствия с пылью так, как любая нормальная девочка брызгается в земном море - это без слёз смотреть невозможно. Равно как та же маленькая двенадцатилетняя девочка двумя-тремя словами вставляет на место мозги сначала юноше-Хачимаки... (Не знаю, что это для тебя, но это моё море. Это мой дом.) А потом ещё и битому-перебитому и прожжённому Хакиму ("А ты видишь отсюда свою страну?) - это вообще просто нечто.

Характеры. И снова - масса самых разнообразных и внутренне-непротиворечивых характеров. Нет, это не значит, что они такие статичные - наоборот, в некоторых случаях (особенно, конечно, у двух главных героев - Танабэ и Хачимаки) развитие, причём в совершенно правильную сторону, сложные проблемы "как и для чего/кого жить?" - в количестве. Кстати, вот я очень часто ругаюсь на черезмерно рефлексирующих главных героев. Показательно, что сам Хачимаки - личность очень тяжёлая и в общем-то не просто неприятная, но и стрдающая множеством штатных пороков анимэшного главгероя. Но вот как-то он это делает так, что хотя я бы врядли смогла бы сделать тот же выбор, что и Танабэ... Но не могу сказать, чтобы он меня хоть сколько-нибудь заметно выбешивал. И ведь не только два главгероя прописаны психологично и внимательно. Чего стоит лишь ояндеревшая Люси. Казалось бы - капельку стервозная девица с чётким планом: "брак по расчёту за перспективного и богатого". Ничем вроде бы, кроме закономерно проистекающего из этого плана б...ства не отличающаяся. Ну вот типичная такая блондинка из пошлых анекдотов про дорогую машину. И вдруг - хватается за пистолет и без лишних мыслей начинает отстреливаться. Почему? Да ведь опять же - закономерно из её плана. Под угрозой жизнь очередного охмуряемого богатенького-перспективненького сыночка (какая разница, что сыночек - сволочь ещё та, она же не за любовью хочет его на себе женить!) А "Я не успела ещё надеть столько платьев, попробовать столько деликатесов!!!" С чётко подразумевающимся продолжением: "А вы тут пытаетесь убить человека, который мне эти платья и деликатесы подарит!" Или совершенно замечательная по всем статьям Фии Кармайкл (кстати, наверно, самые приятные там для меня персонажи - это Фии и Юрий), осатаневающая от никотинового голодания и таранящая террористский спутник? "Не дам взорвать мою станцию, там моя курилка!!!" И, конечно же, сама Танабэ Аи. Классическая и идеальная анимэшная главная героиня. Скромная, заботливая, упорная. И с лозунгом "В этом нет любви!" прошибающая стены.

Ну, и, собственно, конечно же без романтики дело не обошлось. И тоже - всеобъемлюще. Танабэ ревнует Хачимаки к ... , Ченг-Шин ревнует Танабэ к Хачимаки, Люси ревнует Ченг-Шина к Танабэ некоторое время... В общем - клубочек что надо. А сами романтические истории - тоже непростые, не гладкие, и очень продуманные, то есть развиваются и спотыкаются не от глупостей, а от реальных, серьёзных проблем и особенностей характеров участников. Но и ужасно красивые. И, как водится, в последних сериях мне таки дали сполна радостно поплакать. Сцена, где Танабэ и Хачимаки стоят снаружи "Toy Box", глядят на Землю и играют в ширитори... Как Танабэ (видимо, весьма искушённая в этой игре) загоняет Хачимаки в угол понятиями, заканичвающимися на "ки" (причём они играют в интересную версию ширитори: не обязательно единичные слова, а обязательно - термины)... И вот он уже почти сдался, и говорит:

- А. Нет. Есть ещё один вариант: Кими ва ваташи то кеккон суру? (Ты выйдешь за меня замуж?)

Танабэ замирает на мгновение...

- У! (просторечное "Да", это скорее утвердительное междометие даже)

- Ты проиграла! (ответила без существительных).

Тут, я, как понимаете, всё-о-о-о, глаза на мокром месте.

Единственно, что меня огрочает в этом сериале - это финал. Хотя я точно знаю, что всё в результате будет хорошо... Но я всегда ужасно грущу от финалов "годы прошли - она его ждёт". С другой стороны - только этот финал в даннном сериале и является хэппи-эндом. Любой другой был бы, как ни странно - плохим концом.

P.S. Спасибо mac_netov, что упросил меня пересмотреть этот гениальный сериал и таки написать про него. Я ведь смотрела его ещё до того, как начала "рецензиями баловаться", да и вообще - действительно очень трудно про него писать - столько в нём всего. Дейстительно шедевр.