О том, как НИ НАДА: Amnesia

8 February 2019


アムネシア

Жанр: сёдзе, романтика, мистика
Выходил: январь - март 2013
Английское название "Amnesia"
Русское название: отсутствует, как и перевод вообще
12 серий.
Оценка: 4 из 10

アムネシア

Жанр: сёдзе, романтика, мистика
Выходил: январь - март 2013
Английское название "Amnesia"
Русское название: отсутствует, как и перевод вообще
12 серий.
Оценка: 4 из 10

Я нашла вам новое, прекрасное но весьма разочаровывающее сёдзе.

Слишком хорошо - тоже плохо.

"Девочки, я поняла. Это сериал о том, какой быть не надо! (с) Кто-то из рецензентов на MAL

Юная девушка приходит в сознание в незнакомом кафе, и понимает, что не просто не помнит, как туда попала, а вообще не помнит ничего. Кроме основных двигательных рефлексов и базовых умений (говорить, читать, пользоваться кейтаем) обычного нихонца. То есть личностная память отсутствует напрочь. Зато в воздухе присутствует некий эльфёныш по имени Орион (которого ни видеть, ни слышать кроме неё никто не может), каковой и объясняет, что сия амнезия есть последствие некоторой магической аварии и теперь им надо бы не привлекая внимания - восстановить ей память по ассоциациям и осколкам. Т.е. жить обычной жизнью, ни с кем этим не делиться и вспоминать. Но мало того, что это и без того не лёгкая задача (особенно в окружении примерно пяти странноватых бисёненов... ну, по девочковому дэйтсиму же анимэ, куда без них), так ещё и амнезией странноватые и не всегда приятные чудеса не заканчиваются.

То есть понятно: сёдзе, романтика, каждой хорошей девочке - по хорошему мальчику (а лучше - несколько), мистика, которая пусть и влияет на сюжет, но не влезает в картинку обычной жизни... Естественно, я стала это смотреть. И настолько была опечалена - что не могу не поделиться. Впрочем, этот сериал действительно выходит за рамки обычного. В том смысле, что если я ставлю такую ужасную оценку - то сериал вызвал у меня именно раздражение и вообще выбешивал. Тут произошло нечто странное. И я в какой-то мере осталась в результате в состоянии главной героини в первые секунды сериала. Я вообще не понимаю ничего. И как к нему относиться - тоже.

Но обо всём по порядку. Для начала про "слишком хорошо". Здесь оно в первую очередь относится к бисёненам. И не к тому, что их пятеро. А к тому - какие они. И даже не к тому, что они все очень странные вплоть до клинической психопатологии (например, у одного из них - откровенное раздвоение личности, причём обе субличности конкурируют между собой, типичная одержимость демоном, храни нас Император!). Впрочем, это тоже доставляет некоторое разочарование. Да, в подобного рода играх и сериалах считается вполне нормальным, чтобы персонажи мальчики были с некоторым завихрением в голове. Типа психотравмы, которую они перебарывают с помощью главной героини. Но ведь здесь перебарывания-то нету. Они какими были в начале, такими и остаются в финале. Ну, малость изменяют своё отношение к самой героине (и практически без её помощи), но сами не меняются. Да-да, я знаю, что основное заблуждение женщин состоит в том, что они смогут изменить своих мужчин. Но это не значит, что не надо и пытаться. И что их изменить невозможно в принципе - от глубинных свойств характера до привычки разбрасывать грязные носки по всей комнате.

Кстати, почему это я про носки? Основная моя претензия к этим бисёненам помимо их ненормальности - это вопрос одежды. Вообще-то я ничего против мужского изящества (которое временами кое-кто может принять и за женственность или сказать "so gayish!") не имею. И ассиметрия в одежде мне нравится. Но опять же: как одно дело некоторые странности, а другое - сумасшествие; так и изящество с ассиметрией уместны в определённых пределах. Честное слово, даже на "неделе высокой моды" таких костюмчиков, которые носят герои мужского пола - не увидишь. А тут они перманентно в таком рассекают. Что особенно интересно - на "фоновых персонажах" одежда совершенно нормальная. Что ещё увеличивает контраст. Ну, и как бы то ни было. В целом более-менее сносным вкусом в одежде обладают только две подруги-коллеги главгероини. У неё самой уже не всё так хорошо.

В общем, визуальная составляющая вызывает удивление. Идея-то добавить героям капельку экстравагантности - хорошая. А вот в реализации заливать ментальную и визуальную составляющую бочками - уже плоховатая.

Но тут я упоминала главную героиню. И тут тоже всё как-то загадочно. У меня есть опыт (как у всякой благородной девицы, хи-хи!) приходить в себя после потери сознания. И хотя в зависимости от обстоятельств - последствия довольно различаются, но в любом случае - тотальная дизориентация "кто я? что я? где я?" происходит всегда. Просто ты начинаешь как-то решать эти вопросы с разной скоростью и встают они с разной глубиной. Но в любом случае - начинаешь решать. Главная героиня пребывает в полной дизориентации до седьмой серии, натурально не реагируя на окружающие раздражители (впрочем, частично этот момент оказывается объяснён в финале)... И вообще - буквально всё и единственное что она делает - это очень тихо, нежно, обаятельно вздыхает. Нет, я не шучу. Часто бывает, что думаешь: вот болтал бы этот человек поменьше - как было бы замечательно! Героиню же обстоятельства косвенно, а гражданин Орион - вообще напрямую, заставляют, чуть ли ни пинками и смертельными угрозами гонят в одном направлении: "Думай! Думай, что происходит! Говори! Общайся с людьми, доноси до них свою позицию (пусть и умалчивая о миллионе вещей), вытаскивай из них информацию, убеждай в своём!" Нет. Героиня медленно-медленно идёт и тихонько вздыхает. Или пять секунд смотрит в глаза харассментуна и в результате заявляет: "Ано-о-о-о-о.... Это-о-о......" В общем, из полного стазиса у неё мыслительный процесс выходит только на арке с бисёненом-математиком. Видимо именно по этому: рядом с таким парнем вообще не думать невозможно.

И всё равно, и тем не менее. Идти что-то делать самостоятельно "я не желаю обременять Х своими проблемами, ему от них плохо будет" - это известная и характерная для нихонцев и для девушек (соответственно - эффект куммулятивный). Но если тебе буквально пять раз повторяют, что это будет не только опасно для тебя, но и на самом деле обременит и нагрузит этого Х куда сильнее, чем оные проблемы - может быть всё-таки стоит догадаться, что в розетках бывает электричество, а молоко не всегда ледяное? Куда там!

Впрочем, конечно же, рекордно глупое сование пальцев в розетку оказывается путём к наиболее удачному варианту хэппиэнда. То есть послушайся она некоего (неоднократно повторённого) совета и поработай капельку головой (а там был и вполне очевидный третий выход) - хэппиэнд бы наступил. Но даже в третьем, не самом очевидном варианте - капельку похуже, чем если бы главгероиня снова бы не повернула регулятор умственной деятельности на ноль и чисто из доброты и прекраснодушия таки не побежала делать то, чего её категорически просили НЕ делать.

Тем не менее, есть и несколько приятных моментов. И хотя сюжет с "возвратом на исходные позиции" и слабым развитием внутри "колец" был уже немного утомителен в "Хигурашах", а в "Бесконечной Восьмёрке" "Сузухары" был то ли обстёбан до упора, то ли выбешивал - в принципе иногда он и неплох. Пусть даже концептуально здесь он именно "слизан" с "Хигурашей". Да и общий сюжет...

Пожалуй, в первую очередь я смотрела (в смысле - уже после того, как начала) этот сериал именно из-за общего сюжета. Да, это бред и оксюморон, но я смотрела романтическое сёдзе как детектив. Разматывая детали происходящего и выстраивая общую концепцию. Что приятно - до конца я совсем-совсем всё не разгадала, хотя и была очень близка к пониманию. Скорее - не учитывала некоторые довольно интересные детали, которые несколько изменяют финальный ответ (но не меняют его кардинально). А из бисёненов мне ни один не понравился.

Кстати, о романтической составляющей. Здесь тоже интересно. Соблюдены все законы жанра (точнее - как экранизируются не просто дэйтсимы, а дэйтсимы для девочек) - и арка с каждым претендентом на руку и сердца наличествует. И финал остаётся открытым. Но есть ньюанс. Обычно в таких сёдзе-анимэ финал остаётся открытым. Героиня решает дружить со всеми, а в романтическом смысле выбора не делает. И это - может быть не идеальный финал-с-кем-то-из, но тоже вполне себе ничего. Понятное дело, чтобы зрительница проассоциировала себя с героиней (чего здесь делать на самом-то деле не хочется) и выбрала одного из парней сама (чего здесь опять же делать не хочется). В результате тут он тоже остаётся открытым, но в совершенно ином роде. Становится понятно, что выбор из никого - невозможен. Кого-то выбрать надо, иначе - плохой финал. А ещё забавно - что есть и ещё один, не столь явный хэппи-энд. Но тоже с выбором одного. Что же, на самом деле - я это одобряю. Поли(андрия/гамия) всё-таки ведёт к большому напряжению среди тех, кого много. Так что выбирать надо. И понимать, что совершая выбор - ты с чем-то (и кем-то) расстаёшься - тоже надо.

Но в целом, пусть и с интересными задумками, с интересным сюжетом - я в качестве заключениЯ могу повторить лишь то, что вынесла в эпиграф. Слишком хорошо - тоже плохо. И это сериал для девочек, демонстрирующий какими не надо быть. Впрочем, такими мальчиками быть не надо тоже. Или даже не "тоже", а "тем более".