Поговорим о куклах: Rozen Maiden

08.01.2018


 ローゼンメイデン, ローゼンメイデン トロイメント
 
 Жанр: экшен, комедия, фэнтэзи, сверх-силы
 Английское название: Rozen Maiden, Rozen Maiden Traumend
 Выходил: Октябрь – Декабрь 2004, Октябрь 2005 – Январь 2006
 Два сезона по 12 серий плюс ОВА (Ouverture)  2 серии
 Оценка: 8-9 из 10
ローゼンメイデン, ローゼンメイデン トロイメント Жанр: экшен, комедия, фэнтэзи, сверх-силы Английское название: Rozen Maiden, Rozen Maiden Traumend Выходил: Октябрь – Декабрь 2004, Октябрь 2005 – Январь 2006 Два сезона по 12 серий плюс ОВА (Ouverture) 2 серии Оценка: 8-9 из 10

Грешно считаться анимэшником или активным пользователем Интернета, и не посмотреть эти сериалы. Поскольку действительно, в Интернет-культуру они вросли давно и прочно. Одной лишь «Десу» достаточно. А ещё – один из недавних японских премьер-министров жаловался, что из-за диких нагрузок на этой должности не всегда успевает прочитать свежий томик манги, по которой эти сериалы сняты. Мнение... несколько неожиданное, но, согласитесь, авторитетное.

Итак, что же мы тут имеем? А имеем мы изначально законченного хиккомори и битарда второго класса средней школы, каковой после отъезда родителей работать за границу пережил такой психологический шок, что завалил все экзамены и заперся у себя в комнате. Предоставив сестре заботиться о себе. Точнее, даже не предоставив – как он к ней относится – это отдельная песня матом. Не осзнаёт и не хочет осознавать он, насколько она ради него выкладывается.

Да, а сидя в комнате сей замечательный молодой человек занимается тем, что ищет в Интернете странные мистические штучки, заказывает их, а потом возвращает – так, чтобы и поиграть малость, и денег не платить. Заказывает он как-то раз очередную вещицу... И практически сейчас же в его комнате возникает чемодан типа сундук, в котором обнаруживается на удивление качественно сделанная кукла в викторианском стиле. Впрочем, кукла ли? После того, как была заведена – она тёплая, движется по своему усмотрению, разговаривает. И характер, прошу заметить, имеет довольно скверный. А тут ещё в окно влетает другая, гораздо менее искусно сделанная кукла и явно пытается их обеих уконтрапупить. В общем – многообещающее начало.

А вот продолжение получилось довольно неожиданное. То есть, мы получили всё то, что нам обещали. И экшен, и комедию, и суперсилы, и чёрта с рогами кроличьей головой... Но чем сериал действительно занятен – это в общем-то совсем даже не этим. Но по порядку.

Где-то до середины первого сезона его можно смотреть по трём причинам. Первая – это собственно комедия. Тот феерический бедлам, который регулярно учиняют куклы (в особенности – наиболее инфантильные Хина Ичиго, Суисей «Десу» Секи и Кана Риа) – может довести просто до колик. Так же очень забавно смотрится Шинку (та самая, первая появившаяся кукла), посреди всего этого хаоса флегматично читающая книгу и подающая спокойно-ехидные комментарии.

Во-вторых, это пожалуй правильная мысль была высказана: одна из причин популярности этого сериала, что множество битардов-хикки ассоциируют главгероя с собой и надеются, что с ними произойдёт нечто подобное. Внезапно появится кто-то, кто сделает их (без особых усилий с их собственной стороны) снова более-менее достойными членами общества. И эта сюжетеая линия меня тоже очень порадовала. Но... с другой стороны. Я с огромным и откровенно злорадным удовольствием наблюдала, как Шинку красиво, цинично, недобро в общем-то «застраивает» это ходячее ничтожное недоразумение, делая из него человека. Я бы сказала, это довольно показательный пример «злой дедовщины». Который, как ни парадоксально, не только приводит к отличным результатам, но ещё и выглядит... приятно. А то, что он такой сильный медиум (источник дополнительной энергии для кукол) и потенциальный мастер-кукольник – ну, это условность. Без неё сериала бы не было. А ближе к концу уже и не выглядит таковой: есть что-то в этом персонаже, хоть изначально и урод-уродом.

В-третьих – просто исследовательский интерес: чем же этот сериал так нашумел? Собственно, до середины где-то первого сезона это не слишком понятно. К тому же мотивация практически всех кукол не просто непонятна, а вызывает откровенное недоумение. Такое впечатление, что она напрочь отсутствует, а ведут они себя так... Как говорил Портос: «Я дерусь потому что дерусь.» Вот с какой радости та же Суигинто такая картонная злодейка? Ну картонная же!

Но вот с середины первого сезона начинается изменение. Причём практически «по всем фронтам». Комедии становится поменьше, экшена – побольше. Усилия Шинку начинают окупаться и гг становится уже не настолько омерзительно жалок... А у кукол начинают раскрываться мотивы и характеры. И происходит изменение в отношении. Как я по началу хлопала глазами: «Что же народ нашёл в Суисей Секи»? «Почему Суигинто такая?» и весьма радовалась с Шинку и Соусей «Боку» Секи... Я вдруг начала охладевать к своим первичным фаворитам, сама подцепила словечко «десу»... И сильно заинтересовалась Суигинто.

А во втором сезоне стиль изменяется ещё сильнее. И хотя комические моменты никуда не пропадают, но на первый план выходят совершенно другие моменты. Хитрые манипуляции. Неожиданные блоки. Кстати, я тут поразила сама себя. Обычно в «боевых» сериалах я не перевариваю бесконечные миролюбивые рефлексии героев. Дали меч – используй его, на войне не до рефлексий. Здесь же сама причина войны настолько абсурдна, что при всём моём понимании и сочувствии мотивам Суигинто – я абсолютно натурально обнаружила себя в стане не желающих сражаться Шинку, гетерохромных сестёр и Хины Ичиго. Убивать друг-друга (тем более – сестра сестру) ради такого – бред. И вообще Отец... странная личность надо вам сказать.

Но самое радикальное изменение – это всё-таки именно атмосфера. Если в первом сезоне драма была лёгкой приправой, то здесь – скорее наоборот. Причём драма именно в двояком понимании.

Во-первых – грустные эпизоды. То есть было понятно, что «всем достанется на орехи». Но никто не ожидал, что это будет так мощно, эмоционально. Смерть Хины Ичиго – это вообще сплошной поток слёз. Равно как и Суигинто.

А во-вторых – драма именно как длинная и жуткая история. Которая бьёт по чувствам не одним ударом, а чуть ли не весь сериал. История взаимоотношений двух «инвалидок» - Суигинто и её медиума Мегу-тян. Вот это, знаете, такая... жуткая жуть. Тихая, без надрыва, но полный кошмар. И если Мегу-тян просто по человечески жалко, то Суигинто просто потрясает. Да, она, конечно же сумасшедшая. Но почему она такая? И ведь она перестаёт быть «статичной» сверхзлодейкой. Она сама начинает понимать кое-что, и становиться более человечной. Вообще мудреет.

Если же к тому же ещё и ОВА посмотреть, то это изменение к вызывавшей поначалу несколько раздражённое недоумение фигуре меняется окончательно. Это действительно self-made woman. Сама (без помощи Отца) закончила сборку себя. Сама (без медиума) напротяжении многих лет противостояла Шинку и остальным. Сама стала понимать неоднозначность этой жизни... Ну, нельзя сказать, что совсем-совсем сама. Ясное дело, что часть сборки сделал таки Отец, что на несколько мыслей её натолкнули слова Шинку... Но последний этап – она действительно всегда проходит сама. Геройская и очень несчастная женщина. Честное слово, несмотря на её отвратительный характер – я не отказалась бы стать её медиумом. Угощать тортиком и любить. Не жалеть, а именно любить. То, чего ей никогда не случалось испытывать. И то, к чему она так отчаянно, уничтожая все преграды, стремится.

Такую вот апологию Суигинто я тут вам развернула. Ладно, чтобы закончить на не пафосно-грустной, а весёлой ноте – отмечу ещё одно: в сериале есть множество забавных скрытых параллелей с западной культурой. Первая бросается в глаза сразу же: сама система медиумов – это ж типичная «Матрица». «Мы усе – кляти батарэйки!». Но это не единственная отсылка на неё. Если начало второго сезона можно проассоциировать с «Матрица: Перезагрузка» довольно условно, то финал просто таки просится. А ешё Кана Рея – на самом деле металлистка и поклонница Megadeth. Потому что одна из мощнейших её атак называется «Symphony of Destruction». Да а роли двух персонажей, остающихся практически всю дорогу «за кадром» напоминают о песенке породившей Megadeth в результате ссоры Хэммета и Мустейна Metallica: ‘Master of puppets’. Но это уже слишком не очевидно, хотя и напрашивается, поэтому наверняка – просто моё буйное воображение разыгралось.

В общем, сериал безусловно хорош. Я не могу сказать, что окончательно поняла, почему он так «прогремел», но с другой стороны – сказать, что «я тотально не понимаю, чего тут все нашли» - тоже не могу. Я же нашла! Просто уровень восторга немножко не тот