Попаданчество и реваншизм: ответ не очевиден. Zipang

07.01.2018


ジパング

Жанр: экшен, альтернативная история, флот, сейнен
Выходил: октябрь 2004 - апрель 2005
26 серий
Оценка: 9 из 10
ジパング Жанр: экшен, альтернативная история, флот, сейнен Выходил: октябрь 2004 - апрель 2005 26 серий Оценка: 9 из 10

mac.netov: вот так и будем вести Айком к светлому анимешному будущему рука об руку - Маржан со своими сёдзе и Мак со своими корабликами.

marjan.yakabito: Ты будешь смеяться, но я сейчас за Дзипанг усядусь.

mac.netov: Маржан, ты шоооо, мне теперь значит сёдзе смотреть придется!!!!

marjan.yakabito: ...Помнишь, как у Тэффи: "А барышни пирожных нажруться, а потом прибегают ко мне на кухню кислую капусту кушать." Так и я - нельзя постоянно смотреть сёдзе, надо "разбавлять" чем-то иным...

Вот, разбавила.

Сверхсовременный, только что спущенный на воду и прошедший штатные ходовые испытания ракетный крейсер JSDF 'Mirai' (название, кстати, предвосхищает сюжет сериала: один из омонимов, звучащих как "Мирай" - означает "будущее") выходит в первый тренировочный поход: с базы в Токийском заливе в Перл-Харбор. Однако, во время перехода, корабль попадает в страшный шторм, приборы сходят с ума, а через некоторое время после окончания шторма они подбирают из терпящего бедствие истребителя модели "Зеро" молодого капитан-лейтенанта в форме Имперского Флота. В это сложно поверить, но "Мирай" перенёсся на шестьдесят лет назад и оказался в районе битвы у атолла Мидвэй! Что же теперь делать - вопрос далеко не самый прсотой.

Собственно говоря, этот сериал прекрасен сразу по множеству параметров. Во-первых, хотя стиль рисовки лиц для 2004го года тут просто ультроконсервативен (если не архаичен), но художник явно расходился во мнениях со сценаристом (об этом ниже), и прописал всю технику с большой любовью. Так что оружейные, военно-морские и авиационные фрики будут плясать качучу и исходить на восторг. Да и любителям машинок и паровозиков (часть действия сериала происходит на суше) тоже будет на что порадоваться. Честное слово, даже я, в целом не слишком увлекающаяся подобными вещами, временами буквально балдела с красивых ракурсов, маленьких эпизодов разгоняющегося крейсера, или всплывающей подлодки...

Во-вторых, сюжет. Собственно сюжетных линий... Нет, это скорее не линии, а как бы это сказать - корневых вопросов... Корневых вопросов в сериале несколько, и они очень и очень хороши. Первый - классика научной фантастики. "Эффект бабочки". Ведь "Мирай" попадает в собственное прошлое. И любое их движение может изменить ход истории так, что когда/если они вернутся домой - будет ли в "новой" истории место для них, для их семей? [SPOILER]В этом сериале авторы выбрали один из наиболее популярных вариантов избежания временных парадоксов: распараллеливание Вселенных в момент временного перехода: в результате происходящих событий отец главгероя гибнет в средне-школьном возрасте чуть ли не у него на глазах, так что это уже однозначно становится другой Вселенной. [/SPOILER] И как себя вести, чтобы (а) не изменить историю, (б) вернуться домой?

Второй вопрос, которому уделено чуть ли не больше всего экранного времени - довольно неожиданный. А как "предки" отнесутся к такому вот "подарочку" из будущего? Ведь помимо чисто технической крутости "Мирая" - он ещё обладает библиотекой, где рассказан весь ход войны и её печальный финал. А ещё на нём команда из 241 человека, которые хотя, формально, тоже японцы, но мыслят совсем другими категориями, чем их соотечественники "из прошлого". Что делать с этим подарочком? Вариантов-то много. И один из них, кстати - затопить эту штуку ко всем чертям. Для того же самого - не изменять ход истории и сделать возможным современное нам возрождение и процветание потерпевшей поражение Японии. А может - уломать их вмешаться и повести войну до победного конца? Или есть какие-то ещё третьи варианты? Есть и третьи, и этим сериал особенно прекрасен - они довольно неожиданны, но весьма логичны и перспективны.

Третий вопрос, это именно то, про что я говорила "художник явно расходился во мнениях со сценаристом". Это вопрос этики и психологии военного человека - сейчас и тогда. Очень странное отношение японцев к армии, полная неготовность к акту "обагрить руки чьей-либо кровью", которые даже меня бесят в чуть ли ни каждом втором сериале (ну, где есть такой риск - убить кого-нибудь). Не знаю, насколько это последствие того самого поражения во Второй Мировой, но, пожалуй, этот сериал открыл мне глаза. Я впервые увидела, насколько деформировались понятия о "должном" даже в JSDF. И деформация эта наконец-то была не только показана в красках за счёт возможности сравнить психологию офицеров "прошлого" и "настоящего", но и понять наконец "в чём тут собака зарыта". Как всегда - дьявол кроется в деталях, и хотя и те, и другие вроде бы выбрали военно-морскую карьеру, давали присягу почти одной и той же стране... Но махонькие отличия в военной доктрине, в словах присяги, в индоктринации вообще - в результате приводят к тому, что они подчас выдают совершенно противоположные реакции, решения... Да и переживают по разным поводам. Как, в том числе, два главных героя - современника таки да, изрядно переживают по причинам, что пришлось убить одного-двух-тысячу американцев.

Кстати, чем ещё хорош сериал - это именно американцами. Совершенно понятно, что сериал в целом всё-таки преизрядно реваншистский, и большинство японцев обоих эпох... Ну, не без греха, конечно, но всё же весьма симпатичны. Да и "грехи" скорее добавляют их образам жизненности. Но и американцы здесь показаны в довольно положительном свете. Это тоже настоящие воины, неглупые, готовые жертвовать собой, стремящиеся исполнить свой долг. Иногда - черезчур упрямые, но это или от нереальности ситуации (точнее - просто голова отказывается поверить в такое), или - от чувства долга, или - по политически-карьерным причинам... Но и японцы здесь такие же! То есть на самом деле - обе стороны изображены с большим уважением. Остальные участники войны, кстати, упоминаются по разу и очень кратко. НУ, вроде как "Япония вместе с 3м Рейхом и Италией выиграют войну и будут править миром!" - и всё. Больше про немцев не вспоминали.

В общем, я была страшно довольна этим сериалом, и возможно даже бы записала его в шедевры, если бы не несколько но:
1. Я всё же не люблю этот стиль рисовки.
2. Я начала понимать, откуда корни у этой тотальной неспособности современных японцев понять простую максиму: "Это война. А на войне, случается, убивают". Но понять - не значит согласиться и начать с интересом следить за рефлексиями, которые на мой взгляд если и стоят демонстрации, но явно не в таких индустриальных масштабах.
3. И совершенно чудовищно открытый финал. То есть буквально - между "Мираем" и различными фракциями военной Японии - пат. Один главгерой гоняется за другим по Маньчжоу-Го. Всё в процессе, ни один из вопросов (кроме одного чисто "космогонического", который я убрала выше под спойлер) не решён. Читайте мангу, отаку!

P.S. На рутрэкере я нашла чуть ли не единственную раздачу с этим сериалом. И должна сказать - перевод не плох. Он чудовищен. Это тот случай, когда русаб является переводом ансаба. Причём переводом чуть ли не через Промт. Мужчины не носят жакетов. Jacket - это куртка или (в данном случае) пиджак! "Мы залили газ. Это около ХХХ тонн дизеля" - О, Б-же! "Мы залили топливо. Это около ХХХ тонн солярки"!!! И так далее. В общем, если кто в ладах с английским - смело стирайте файлики с русабами и смотрите встроенные английские.