Иностранные туристы в России

05.01.2018

Количество иностранных туристов на улицах российских городов постоянно растет. Снижение курса рубля к основным мировым валютам сделало Россию привлекательным направлением для туристов из многих стран. Мы захотели проверить, как изменился туристический поток из-за рубежа за последнее время.

Мы считаем, что данная работа будет интересна не только широкой аудитории, но и компаниям, работающим в туристической сфере. Надеемся, эти данные помогут им улучшить свою работу с иностранными гостями.

При подготовке исследования нами было проанализировано свыше 40 тысяч отзывов иностранных туристов о 767 отелях, в 50 самых популярных среди туристов российских городах (по данным booking.com) с января 2015 по ноябрь 2016 года. В исследовании учитывались отзывы туристов из стран дальнего зарубежья (без стран СНГ).

ОБЩАЯ ДИНАМИКА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СТРАНАМ

За год общее количество отзывов от иностранцев выросло на 24%. Пик традиционно приходится на август. При этом отметим, что рост от августа 2015 года к 2016 составил 20%.

Рассмотрим распределение туристов по странам.

Лидеры по количеству отзывов — Германия, Финляндия, Китай, Италия, Франция, Великобритания, Турция, Швейцария, Соединенные Штаты Америки и Южная Корея.

Из европейских стран следует отметить Финляндию — количество туристов из этой страны за год выросло на 38%. Нельзя не отметить динамику турпотока из Южной Кореи — рост за год составил 55%. Заметно выросло число посещений нашей страны туристами из Израиля (рост на 46%) и Ирана (рост на 51%).

Среди стран-лидеров по отрицательной динамике — Турция (снижение на 410%), Саудовская Аравия (снижение на 21%) и Египет (падение на 59%).

Отдельно рассмотрим туристов, отметивших свою поездку как деловую.

Страны с наибольшей долей деловых в общем числе поездок: Литва (75% всех поездок отмечены как деловые), Польша (66%), Кипр (65%), Чехия и Латвия (по 59%).

При этом лидерами по абсолютным показателям (числу деловых поездок) стали Германия (1510 поездок), Италия (1264), Турция (969) и Китай (891).

Более детально рассмотрим поведение иностранных туристов (связь категории отеля и его оценки).

ОСНОВНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ

Отдельно рассмотрим основные туристические потоки среди бизнесменов.

Следует заметить, что большинство деловых поездок приходится на Москву и Санкт-Петербург — количество бизнес-туристов в остальных городах России заметно меньше. Исключение составляют Выборг (тесная кооперация с Финляндией) и Калининград (тесные связи с Польшей).

У иностранных туристов максимальным интересом пользуются традиционные туристические направления: Москва (свыше 15 тысяч отзывов) и Санкт-Петербург (свыше 12 тысяч отзывов). При этом значительный интерес у иностранных туристов вызывают Владивосток, Выборг и Калининград. Эти направления занимают в рейтинге городов по количеству отзывов 3—5 места, соответственно.

Кроме абсолютных значений интересны и данные о динамике посещений иностранцами городов России. Среди лидеров по росту числа посещений следует отметить Петропавловск-Камчатский (рост на 147%), Валдай (рост на 100%), Суздаль (рост на 86%) и Ростов Великий (рост на 72%).

Среди городов, лидеров среди бизнес-туристов, отдельно стоит выделить Краснодар и Ростов-на-Дону — больше половины поездок в эти города отмечены как деловые.

В целом туристы положительно оценивают качество гостиничной инфраструктуры в Российских городах. Тем не менее, отдельные туристические направления все еще испытывают недостаток качественных гостиниц.

ОТДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Более детально рассмотрим паттерн поведения туристов из разных частей света.

ЕВРОПА

Лидерами по числу туристов, посетивших Россию, среди европейских стран стали Германия, Финляндия и Италия. Причем, если финны в основном посещают близкие им Санкт-Петербург и Выборг, то география посещений Российских городов немецкими и итальянскими туристами более обширна.

Туристы из Финляндии все активнее выбирают нашу страну для отдыха.

Абсолютным лидером у туристов из Финляндии стал Выборг — на этот город пришлось больше половины всех отзывов. При этом рост поездок в Выборг продолжается.

У туристов из Германии традиционным интересом пользуются Москва и Санкт-Петербург. При этом отмечается уверенный рост числа поездок туристов из этой страны в Калининград.

АЗИЯ

Туристы из Азии все активнее выбирают нашу страну для отдыха. Лидером в этом направлении традиционно является Китай (53% от всех туристов из Азии), на втором и третьем местах — Южная Корея и Япония. При этом туристы из Южной Кореи и Японии более склонны отдыхать в городах Дальнего Востока (лидер — Владивосток), а туристы из Китая в основном выбирают для посещения города в европейской части России.

ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО

Отдельно рассмотрим посещения иностранными туристами городов, входящих в Золотое Кольцо России.

Особенно полюбилось данное направление китайцам.

Интерес к традиционному туристическому направлению России стабильно растет. Самыми популярными городами у иностранных туристов стали Суздаль, Владимир и Ярославль. Мы также отмечаем положительную динамику средней оценки отелей в этих городах.

ВМЕСТО ВЫВОДА

В целом, Россия, как интересное туристическое направление, воспринимается все большим числом иностранных туристов, в том числе и в связи с изменением курса национальной валюты. Количество посещений российских городов жителями других стран растет. В этой связи перед работниками индустрии гостеприимства встают новые вызовы: многим туристическим направлениям еще не хватает развитой инфраструктуры, автоматизации своих процессов, особое внимание стоит уделить повышению уровня владения иностранными языками и совершенствованию качества сервиса.

Надеемся, наше исследование поможет владельцам и сотрудникам российских отелей оказывать более качественный сервис иностранным гостям. Например, позволит понять, что для увеличения потока туристов, персоналу большинства гостиниц стоит выучить китайский язык :)

P.S.:
Исследование основано на выборке в 44 297 отзывов от индивидуальных туристов, забронировавших номера в 767 отелях в 51 российском городе на сайте booking.com. При проведении исследования данные о групповых поездках и любых других видах бронированиях не учитывались.