Система взимания платы «Платон» - Анализ отзывов о запуске системы

05.01.2018

ВВЕДЕНИЕ

Процесс внедрения системы взимания платы «Платон» характеризовался активными протестами по всей России еще до непосредственного начала работы (первая забастовка зафиксирована 11 ноября). Наибольший резонанс в социальных медиа был зафиксирован в ноябре-декабре 2015 года в период активного движения против «Платона». В настоящее время в социальных сетях фиксируется в среднем около 540 сообщений с упоминанием системы Платон в день.

НАРАСТАНИЕ НЕДОВОЛЬСТВА

С конца октября до вступления закона 15 ноября в силу в интернете активно нарастало недовольство перспективой перехода на систему «Платона». Обсуждавшие закон интернет-пользователи относились к водителям, которые непосредственно занимаются грузоперевозками.

Среди причин пользовательского негатива основным было традиционное отношение к нововведениям со стороны государства (упреки в коррупции – 27% всех отзывов) и размер оплаты за километр (21%). Людей волновали последствия – риск инфляции (16%), проблемы с регистрацией в системе – (наличие больших очередей в офисах «Платон», отсутствие приборов, зависание системы (12%) и размер штрафов за нарушение при использовании системы (11%). Также водители рассматривали закон, как нацеленный скорее на руку крупным компаниям с целью убрать с рынка мелких перевозчиков.

ПРИМЕРЫ ОТЗЫВОВ

Размер платы за километр
Размер платы за километр
Угроза инфляции
Угроза инфляции
Размер штрафов
Размер штрафов
Проблемы при регистрации
Проблемы при регистрации
Упреки в содействии крупным перевозчикам
Упреки в содействии крупным перевозчикам

Обеспокоенные последствиями введения системы, пользователи стали обсуждать различные пути противодействия введению системы «Платон» (730 сообщений было зафиксировано и проанализировано на эту тему).

Самой популярной тематикой в их сообщениях (более трети таких сообщений) стали предложение уйти водителям в отпуск и переждать некоторое время после 15 ноября, пока проблемы при регистрации и работе в системе «Платон» не исчезнут. На втором месте были призывы к активным действиям, а именно препятствию движения на дорогах. Также обсуждались и другие пути противодействия, а именно - призывы распространить петицию на change.org, клеить листовки на стекла и атаковать сайт Платона.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТЕСТОВ 11 НОЯБРЯ – 31 ДЕКАБРЯ 2015

Социальная сеть ВКонтакте стала самой популярной площадкой, где публично обсуждались различные пути противодействия новому закону, и непосредственно координировалась сама организация протестов. Среди самых активных сообществ ВКонтакте оказались следующие группы, посвященные большим перевозкам – «Дальнобойщик» (90 тысяч участников), «Play Dalnoboy» (50 тысяч участников), «Любители КАМАЗА!» (30 тысяч участников), «15 АМ-В КАНАЛЕ!» (10 тысяч участников).

Социально-демографический портрет протестующих авторов - это пользователи мужского пола (90% от всех авторов сообщений) в возрасте 18-29 лет (59% всех авторов).

Агентством был проведен анализ географии протестующих авторов по округам Российской Федерации с учетом проникновения интернета в регионы (Данные из исследования Яндекса за 2015 год). Можно видеть, что доля протестующих участников групп по общей интернет аудитории оказалась выше в Приволжском и Северно-Западном округе.

До 11 ноября обсуждение противодействия внедрению «Платона» в сообществах велось среди участников, которые легко идентифицировались с реальными людьми.

Однако, начиная с момента активных забастовок в группах ВКонтакте зафиксированы информационные вбросы заказного контента с содержанием, относящимся к координации протестов (распространение петиций, мест собраний, специфических хештегов, организация сайта «Антиплатон» с интерактивной картой мест сборищ), которые осуществлялись в основном с помощью аккаунтов, которые представляли явно «фейковое» происхождение или были удалены.

ВЫВОДЫ

Ситуация острого недовольства по отношению к системе Платон, сложившаяся в начале ноября 2015 года, была обусловлена объективными причинами:

  • 1) множество пользователей, занимающихся перевозками, были обеспокоены размером платежных сборов, которые могли привести как к невыгодности дальнейших перевозок для частных извозчиков, так и росту цен на продукты в магазинах,
  • 2) размеры штрафов, в случае нарушения пользования системой. Ситуация усугублялась распространением отзывов интернет пользователей о проблемах при регистрации в офисах Платона (очереди, отсутствие приборов, зависание системы).

Однако стоит отметить, что если поначалу протест в сети носил стихийный характер, то уже после первого серьезного протеста 11 ноября стали проявляться заказные элементы в организации процесса забастовок.