Туризм в Китае

08.01.2018

Поток туристов из Китая в Россию стабильно растет. Об этом мы писали в нашем исследовании «Иностранные туристы в России». Аналитики Digital Guru решили рассмотреть, как меняется количество туристов в самом Китае.

При подготовке исследования нами было проанализировано свыше семисот тысяч отзывов от путешественников в Китай, из них 16% составляют оценки самих китайцев, путешествовавших по своей стране, 84 % от туристов, приехавших из других стран. При этом доля туристов, указавших свою страну, составляет только 45%. Дальнейший анализ географии путешественников ведется по этой выборке.

ОБЩАЯ ДИНАМИКА

На первом месте по числу отзывов стоит Китай — 16% всех отзывов об отелях в китайских городах оставили жители этой страны. Остальные страны-лидеры по числу отзывов: США (15%), Великобритания (10%), Австралия (10%), Сингапур (5%), Япония (5%), Россия и Индия (по 3%).

СРАВНЕНИЕ С ОФИЦИАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ

Стоит отметить расхождение данных об отзывах с официальной статистикой. Если на сайте количество отзывов от путешественников из США практически наравне с Китаем, то в действительности внутренний туризм превышает внешний более чем в 30 раз. По официальным данным — внутренний туризм в Китае активно растет, а въездной туризм в страну остается практически на одном уровне с 2007 года. В целом выделяется несколько факторов, почему рост международного туризма отсутствует (стоимость поездок в Китай растет, экономическая обстановка заставляет людей тратить меньше денег на путешествия, у достопримечательностей недостаток новизны и конкурентоспособности в мире, загрязнение воздуха и небезопасность пищи).

Тем не менее, при отсутствии активного роста въездного туризма в Китае количество публикуемых отзывов от международных туристов на TripAdvisor, останавливавшихся в китайских отелях, год от года растет. Скорее всего, это связано с формированием в современном мире культуры сетевых отзывов о своем пребывании. Сами китайцы реже пользуются данным сервисом при наличии китайских аналогов.

ОСНОВНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В КИТАЕ

В целом выбор самых популярных мест у приезжих туристов совпадает и с внутренним выбором самих китайцев. Самыми популярными городами у путешественников TripAdvisor стали Гонконг, Шанхай (крупнейший город Китая и мира по численности населения) и столица КНР, Пекин. На четвертом месте расположился Макао (открытый порт и крупный финансовый центр, более 70% доходов его бюджету приносит игорный бизнес), на пятом месте — центр Южного Китая, Гуанчжоу, который является третьим по величине городом Китая.

Среди мест, демонстрирующих самый активный прирост отзывов, такие значимые культурно-исторические центры как Чанчжоу, Чжэнчжоу, Чжуншань, Ухань, а также природные рекреации Чанчжоу и Чжанцзяцзе. По сравнению с ними такие деловые центры как Гонконг, Пекин и Шанхай отстают по темпам прироста отзывов от туристов.

Среди пяти самых посещаемых городов в Китае активнее всего по количеству отзывов растут Гонконг и Макао.

СТРАНЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

Рассмотрим более внимательно страны, из которых туристы едут в Китай, а также предпочтения туристов из этих стран. В отличие от других популярных городов в космополитном Гонконге туристы из Китая по количеству отзывов уступают Австралии, Великобритании и США. В топе приезжающих в Макао лидируют туристы из азиатских стран.

В международном туристическом потоке по общему количеству оставленных отзывов лидирует США, но в целом, публикации туристов из европейских и азиатских стран составляют свыше 60% всех отзывов.

По скорости прироста публикуемых отзывов сильнее всех растет Китай (+31% в 2016), в 2016 году он обогнал американских путешественников, которые являются самыми активными пользователями ТрипАдвайзора. Среди стран, показавших наибольший рост в 2016 по числу отзывов, можно выделить Тайвань (+28%) и Малайзию (+24%). Отметим, что количество туристов из Тайваня растет на фоне фактического непризнания этой страны правительством КНР. Отрадно, что это не мешает росту связей между странами.

Самое большое снижение числа отзывов наблюдается у россиян — в 2016 году наши соотечественники оставили на 42% отзывов меньше, чем годом ранее. Снизилось количество отзывов от туристов из Японии (-21%), Индонезии (-13%) и Индии (-9%).

У туристов из Австралии самая высокая доля парных поездок, туристы из Азии и из самого Китая чаще всего предпочитают путешествовать семьей, за исключением деловых поездок.

Отдельно мы рассмотрели предпочтения направлений у туристов и бизнес-туристов (пользователей, указавших свою цель поездки как деловую).

В независимости от цели поездки самые популярные места у туристов одни и те же — в отзывах лидируют Гонконг, Шанхай и Пекин. Исключениями являются пляжный курорт Санья и горы Округа Яншо, которые входят в топ у отдыхающих туристов, и крупные экономические центры Сучжоу и Циндао у деловых путешественников.

Начиная с 2016 количество отзывов, публикуемых о самых популярных направлениях в Китае, перестало расти и демонстрирует тенденцию к снижению (весенний пик 2017 года ниже аналогичного в 2016 году).

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ИЗ РОССИИ

Из общего числа отзывов мы отдельно выделили и проанализировали отзывы, оставленные нашими соотечественниками.

Самый пик публикаций о посещении китайских отелей у российских туристов был перед наступлением кризиса в 2013—2014 годах и судя по тенденции, туристический поток из России в Китай будет по-прежнему снижаться.

Самые популярные направления у россиян это — Гонконг, Пекин, Шанхай и Санья (пляжный курорт, расположенный на острове Хайнань). В отличие от других направлений, у отелей этого города положительный прирост отзывов от российских туристов — 38% в 2016 году.

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ИЗ США

В целом у США с 2012 по 2016 год наблюдался активный рост отзывов о поездках в Китай, однако судя по первой половине 2017 и здесь наблюдается спад в активности. Основные направления для путешествий у туристов из США — деловые центры — Гонконг, Пекин и Шанхай (вместе они составляют 67% всех отзывов).

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ИЗ АЗИИ

Туризм растет по следующим странам — Сингапур, Тайвань, Малайзия и Филиппины, а снижается за счет Японии, Индии и Южной Кореи. Отметим, что Макао занимает третье место среди популярных направлений у путешественников из Азии.

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ИЗ ЕВРОПЫ

Активность европейских туристов оставалась на одном уровне, однако с первой половины 2017 наблюдается снижение популярности китайских направлений. Основные направления для путешествий — деловые центры — Гонконг, Пекин, Шанхай (вместе они составляют 66% всех отзывов).

В 2016 рост отзывов от европейцев наблюдался у отелей в Гонконге (9%), Санья (27%) и Чэнду (14%). Остальные популярные города по количеству отзывов пошли на спад, больше всего сбавили отели Ханчжоу (-11%), Сианя (-8%) и Пекина (-5%).

ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ

За 2012—2016 было оставлено свыше 270 000 отзывов от путешественников, указавших свою поездку как деловую (15% отзывов из них было оставлено китайскими бизнесменами).

Доли отзывов внутренних и внешних туристов, путешествующих с деловой целью, примерно равны.

Чаще всего такие путешественники ездят во втором и четвертом квартале года. В деловом туризме практически у всех стран из топа наблюдается положительная динамика роста отзывов, за исключением Японии (-21%) и Индии (-9%). Отдельно следует отметить негативную динамику деловых поездок в Китай из России.

Основные направления у путешественников — это крупные деловые центры Китая — Гонгконг, Шанхай, Пекин, Гуанчжоу, Шеньчжень и Ханчжоу (в этом городе находится штаб-квартира Alibaba).

На диаграммах показаны основные экономические связи между городами КНР и городами других стран. Лидерами по количеству деловых поездок в города Китая являются Сингапур, Лондон, Сидней, Мельбурн, Токио и Москва.

ГОНГКОНГ И ШАНХАЙ

На эти два города приходится практически половина всех отзывов путешественников.

Самые популярные отели Гонгконга — Hotel ICON, Cordis и Regal Airport Hotel.

Самые популярные отели Гонгконга среди наших соотечественников — Hotel ICON, Regal Airport Hotel и Ibis Hong Kong Central & Sheung Wan Hotel.

Самые популярные отели Шанхая — Le Royal Meridien Shanghai, Radisson Blu Hotel Shanghai New World и Fairmont Peace Hotel.

Среди наших соотечественников наибольшей популярностью пользуются SSAW Boutique Hotel Shanghai Bund, Radisson Blu Hotel Shanghai New World и Seventh Heaven Hotel.