ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

07.01.2018

Осуществление налогового контроля в нашей стране довольно трудоемкий и сложный процесс. Поэтому, в процессе осуществления налогового контроля, налоговые органы активно взаимодействуют с другими исполнительными органами власти, в том числе и с таможенной службой, а также с министерствами, ведомствами. Порядок такого взаимодействия регламентирован законодательством Российской Федерации и от того, насколько будет отлажен порядок взаимодействия, будет зависеть своевременность поступления налоговых платежей в бюджет страны.

К нормативно-правововым документам Российской Федерации, регулирующим порядок взаимодействия налоговых органов и таможенной службы, относятся, прежде всего, Налоговый Кодекс РФ [1], Таможенный Кодекс РФ [2], Соглашение «О сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы» [5], Постановление Правительства РФ «О подписании Соглашения об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств - членов Евразийского экономического сообщества» [3], Приказ Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы «О порядке взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы по обеспечению интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» [4].

В процессе взаимодействия налоговых органов и таможенной службы выявляются налоговые правонарушения и преступления, за которые виновники несут наказание [8, с. 8].

Налоговые органы и таможенная служба обмениваются между собой информацией по организациям, которые осуществляют внешнеторговую деятельность и не предоставляют отчетность в таможенные органы [6, с. 7], а также прочей информацией, которая может быть полезной для налогового контроля, соблюдения законодательства. Взаимодействие налоговых и таможенных органов упрощяет налоговый контроль. Благодаря обмену информацией могут быть назначены и совместные служебные расследования органами налоговой и таможенной служб [9, с. 174], выездные налоговые проверки.

Налоговые органы с таможенной службой могут разрабатывать совместно предложения по совершенствованию налогового и таможенного контроля, виды мер по выявлению и предотвращению нарушений налогового законодательства, мероприятия по профилактике правонарушений. Налоговые органы и таможенные службы совместно издают различные приказы и распоряжения, инструкции, направленные на реализацию налогового контроля.

В современных условиях невозможна устойчивая экономика государства без внешэкономичекой деятельности. А чтобы внешэкономическая деятельность не подорвала экономику страны из-за ухода от налогообложения недобросовестных налогоплательщиков, налоговые органы и таможенные службы должны эффективно взаимодействововать. Лишь такое сотрудничество способно предупредить экономические угрозы обществу [7, с. 220]. Взаимодействие налоговых и таможенных органов позволяет комплексно подойти к сбору информации, разработке и принятию мер по выявлению правонарушений, удается быстрее выявить правонарушителей.