Всё равно всем поставим «3». Об объективности школьных оценок.

18.01.2018

На семинаре говорили о том, что со следующего года вводится ещё одно испытание для девятиклассников: устный экзамен по русскому языку. Рассказывали о его структуре, механизме проведения, о дополнительной нагрузке на учителей русского языка, потому что к этому испытанию тоже нужно готовить девятиклассников.

Учителя и охали, и ахали. Почему, кто везёт, того и погоняют? Как быть с детьми, из которых годами слова не выдавишь, или с теми, кто может выражаться исключительно на жаргоне и мате?

И только одна, сразу видно, ну очень опытная, сказала, как отрезала: «Всё равно всем будет «зачтено».

В наших школах, можно сказать, лишь две оценки: «4» и «3».

Какой бывает «3»? Очень разной.

«3» - почти «2». Помните, три пишем – два в уме. Просто ни за что, потому что ходит в школу, а иногда и не ходит. Тройка, потому что нельзя поставить двойку. Двойки нет, двойка - это призрак. Учителей поставили в такие рамки, что они не могут поставить двойку. Поставить её значит пойти против системы А справишься?

Другая «3» - настоящая или твёрдая.

И ещё одна «3». Её ставят, когда ребёнок и учит, и отвечает, но за контрольную работу всегда получает «2». «Не тянет». Не даётся предмет. Или никогда не учит, просто способный. Что на уроке услышал и понял, то и его. Про таких говорят: умная голова – дураку досталась. Такому бы немного старания, была бы далеко не тройка.

Столько же видов четвёрки.

«4» - чуть ли не пятёрка. Помню, наш преподаватель говорил: « на пять знает автор вашего учебника, я знаю на четыре. Если вы знаете так, как я, то заслуживаете четвёрку». Крайне редко учителя осмеливаются поставить пятёрку. Большая ответственность. Как бы чего не вышло? Вдруг ученик не подтвердит пятёрку на экзамене? Может быть, Вы не знаете, но даже этот факт ставится учителю в упрёк.

Следующий вид – это просто «4». Реальная, настоящая.

«4» - почти тройка. Это когда жалко обидеть ребёнка. Он так старается, но не всегда получается. Ставят, чтобы не отбить желания учиться, подстегнуть. Такие четвёрки получают усидчивые, целеустремлённые люди.

И, наконец, ещё одна «4» почти тройка. Потому что способный, готовится плохо, но на уроках хватает всё на лету. Такие четвёрки получают способные, но неорганизованные или просто ленивые ученики.

Вот такая складывается картина. Выходит, права та, ну очень опытная, учительница. Всё равно всем поставят три! Зачем стараться? Возникает вопрос: нужны ли вообще обязательные экзамены по окончании девятого класса? Может быть, сделать их экзаменами по выбору. Пусть сдают только те, кто собирается продолжить обучение в школе или думает поступать в престижные учебные заведения, где требуют результаты ГИА.