«Что скрывать, год был в принципе провальный». Интервью с CEO NaVi Евгением Золотаревым

07.01.2018

Генеральный директор Natus Vincere Евгений Золотарев подвел итоги года для организации в интервью Cybersport.ru. Он рассказал о целях состава по Dota 2 на 2018 год, о сцене League of Legends в СНГ и о переговорах с Flipside Tactics по трансферу Дениса «electronic» Шарипова.

Dota 2

— В составе по «Доте» было много замен в последние годы. Причем чаще всего вы брали туда ветеранов. А в 2017 году туда попали rmN-, Biver, Crystallize. Почему вы переключились на молодежь?

— Хотелось создать микс из опыта и молодости, [хотя] с первой попытки не получилось. Но нельзя говорить, что мы брали только молодых игроков, потому что Пайкат как раз из опытных.

В первый заход не все было гладко, но текущим составом [мы] очень довольны. В частности, Кристаллайзом. Думаю, будем и в дальнейшем смотреть в сторону молодых игроков.

— Многие молодые игроки славятся своим беспокойным характером. А как было с вашими?

— Не буду скрывать, для меня очень важен человеческий фактор; [личные] качества игроков, которых мы берем. И если первичный отбор осуществляется на основе статистики, рекомендаций и так далее, то потом мы проводим личное собеседование. Наши ребята все были такие easy going. Было очень легко работать и с Ромой, и с Мальте, и сейчас с Владом. Crystallize впитывает как губка. Он самый беспроблемный, неконфликтный член команды.

— В последнее время заиграл Dendi. Раньше его все критиковали, а теперь хвалят. Что произошло?

— У Денди [лично] ничего не поменялось. Но появилась поддержка от тиммейтов, стало больше веры в него. Киберспорт — такая индустрия, где физическая форма в меньшей степени влияет на результат, а вот ментальное состояние влияет очень сильно. Когда в тебя верит твоя команда, твой капитан, твой тренер — играть намного легче. Сейчас у нас благоприятная атмосфера, которая помогает ему раскрываться.

— Этот год для вашего состава по Dota 2 получился скорее удачным или нет?

— Что скрывать, год был в принципе провальный. Особенно пиковая моральная нагрузка была после непопадания на The International — впервые в истории организации. Всем было очень тяжело — игрокам, мне как руководителю, менеджменту этой дисциплины.

Но заканчиваем мы год на позитивной ноте. У нас появились очки в зачете, мы боремся за прямое попадание на The International, у нас достойный состав и, самое главное, — есть игра со своим почерком. То, что нравится нашим болельщикам. Мы неплохо сыграли на мейджоре, [хотя], с точки зрения результата, игра с Evil Geniusesмогла сложиться лучше. Мы получили очки на миноре и выиграли небольшой турнир Adrenaline Cyber League 2017. Но ценна победа тем, что в финале играли с одной из самых сильных команд в мире, с Virtus.pro G2A. В будущее смотрим оптимистично.

— Какие задачи стоят перед составом на 2018 год?

— Задача в Dota 2 у всех организаций плюс-минус одна — The International. Система построена так, что ты должен в течение сезона заработать достаточное количество очков, чтобы попасть туда. Поэтому все силы будут брошены на это.

— Но команды начинают пропускать турниры, на которых можно было бы заработать очки. Устали?

— Конечно, ребята чуть закипают, потому что много онлайн-квалификаций, по два-три офлайновых турнира подряд, перелеты, джетлаги. Тяжело. Мы тоже будем скипать некоторые миноры, но в том случае, если придется играть квалы.

WoT

— У вас была сильнейшая в мире команда по «танкам». Почему расстались с ней в июне 2017-го?

— Да все просто: Wargaming не видит киберспорт как приоритетный вектор развития для своей игры. То есть они коммерчески успешны, очень много людей играют в «танки» дома, но вот турниров очень мало. [Играть на] двух-трех в год при наличии состава на восемь человек экономически нецелесообразно.

— А если бы Wargaming была больше заинтересована в киберспорте, у дисциплины было бы будущее?

— Вполне, но эти шаги надо было предпринимать не сейчас, а два-три года назад. Надо было оказывать большую поддержку командам, в том числе и финансовую. Была необходима четкая турнирная система с гарантированным количеством информационных поводов для организаций. Какое-то время назад в «танках» были и Fnatic, и HellRaisers — приличное количество брендов, — но на момент выхода из лиги мы были чуть ли не последние из киберспортивных клубов.

LoL

— NaVi не слишком удачно выступают в League of Legends. Вы хотели собрать состав из лучших игроков?

— Рынок в LoL чуть-чуть раздутый. В последний год зарплаты в «Лиге Легенд» стали, по моему мнению, неадекватными. И в NaVi, где зарплаты средние, привлечь топ-игроков мы не могли. Gambit Esports и Virtus.pro давали намного больше. И дело не в том, что NaVi не могли платить эти деньги, а исключительно в целесообразности. Если ты платишь за что-то, то должен понимать, какой выхлоп это дает. В случае с «Лигой Легенд» и с «Райотами» этого выхлопа было недостаточно. Просмотры росли, но с точки зрения медийности игроков и интереса к контенту в СНГ все было очень спорно. Инвестировать еще больше в дисциплину считал нецелесообразным.

— Что сейчас у вас с составом? Ведь даже Riot Games подтвердила, что NaVi не будет в «Лиге Легенд».

— Глупо отрицать, если «Райоты» подтвердили. Ждите официального анонса.

— В СНГ можно заработать на League of Legends?

— Ну да, но только если это топ-1 команда. И это сильно зависит от твоего результата на Worlds. При этом Riot Games сильно ограничивает кооперацию со спонсорами в своей лиге, и это не дает привлечь дополнительные источники дохода. Компенсации, которые они предлагают клубам, недостаточны даже для того, чтобы выйти в ноль.

FIFA

— Иметь составы по FIFA сейчас модно. Но в основном этим занимаются спортивные команды. А вам это зачем?

— В нашем случае состав — это один человек. Ёжик. Это человек, который в NaVi практически с момента основания. Сейчас он прошел на крупный турнир от EA Games, и я надеюсь, что таких турниров будет много. Наш профит зависит от количества таких инфоповодов. В последние год-полтора их было мало. Для организации этого было недостаточно, но тенденция к улучшению есть. EA Games тоже развивает дисциплину, поэтому будем надеяться, что все будет хорошо. Ну и Ёжик — тоже бренд со своей аудиторией, со своими подписчиками.

— Сейчас киберспортивные организации начинают кооперироваться со спортивными. Почему вы пока что не сотрудничаете с футбольными командами Украины или России?

— С украинскими не кооперируемся потому, что у нас всего два клуба серьезного уровня — «Динамо» и «Шахтер». У «Динамо» очень олдскульный менеджмент. Они неагрессивные в плане маркетинга и контента. Без обид, я киевлянин и с детства за них болел, но организация у них слабая.

Что касается «Шахтера», то тут наоборот все очень хорошо. Они круто работают в плане селекции, у них очень сильный отдел маркетинга, но из-за событий в нашей стране клуб сейчас переживает не лучшие времена. Они находятся в Киеве, но у них нет постоянной базы, они лишились стадиона. Им не до киберспорта.

С несколькими мировыми футбольными клубами мы общаемся по поводу сотрудничества, но нас не интересует открытие совместного состава по FIFA. По моему мнению, это больше имиджевые штуки, которые делаются ради месседжа. Фактической кооперации я там не вижу — ни у Fnatic с «Ромой», ни у прочих. Мне интересно было бы стратегическое партнерство, обмен опытом. Нам очень полезна экспертиза больших клубов в контексте игроков, их личных спонсоров, селекционной работы, трансферной, статистической, инфраструктурной и так далее. А им может быть интересна наша экспертиза в перспективе — все смотрят в сторону киберспорта.

Quake

— Так получилось, что NaVi и VP — одни из немногих, кто подписал игроков по этой дисциплине. Советовались между собой?

— Нет, не советовались. Все общались с одними и теми же ребятами. Когда я увидел анонс Сайфера от VP, мы еще не приняли решение о входе в дисциплину. Общались с id Software, расспрашивали ESL о турнирной системе, о планах, и когда уже решились, выбор был очевиден. Антон был свободным агентом. У него был оффер от европейских клубов, но он не задумываясь принял наше предложение.

— Кого-то кроме Антона рассматривали? Вон, VP добрали себе второго игрока.

— Нет. Мы рассматривали альтернативы Антону, но не возможность [держать] двух игроков.

— Какие ощущения после полугода в Quake Champions?

— Пока все не очень. Откровенно слабая работа с точки зрения трансляций даже на QuakeCon. Некоторые топ-матчи вообще не транслировались. Турниров пока мало, с момента нашего выхода в дисциплину был QuakeCon, одно соревнование в Италии и два DreamHack. Но игра все еще в бете, и тут [играют роль] и сотрудничество с ESL, и желание id Software улучшить и геймплей, и смотрибельность QC. Надеюсь, все будет хорошо.

CS:GO

— В августе вы вернули в состав Zeus. Вместе с ним шел Kane, который стал тренером вместо Andi. Вам легко далась эта замена?

— Конечно, нет. Энди с NaVi был очень давно. Он начинал автором на сайте, потом постепенно его начали привлекать к аналитической работе, затем он стал полноценным аналитиком, потом получил шанс попробовать себя в роли тренера.

Мы продолжаем общаться, он знает свои слабые места. Он был далек от тренерского идеала, но работал над собой и рос. Я верю, что Энди превратится в топ-тренера — он усерден и трудолюбив.

Но Зевс-Кейн — это связка. Они друг друга понимают с полуслова и им легко вместе работается. Они доказали результативность своего сотрудничества, выиграв мажор в Кракове. Ну и Кейн — очень интересный тренер. У него нестандартное мышление, свои взгляды на CS, и то, что он шарит — это факт.

— Как организация оценивает работу Kane? Комьюнити не слишком хорошо к нему относится.

— Результаты подводить рано. Тренер пришел, когда мы работали в том же составе, просто сменив Ковача на Зевса. Там было видно несоответствие ролей. Сейчас же мы купили Электроника, [и сразу] гораздо четче нарисовалась картина с позициями и ролями. Реальный результат работы тренерского штаба можно будет обсуждать после мажора.

А комьюнити всегда ищет жертвы. Главное, чтобы это не мешало работать. Организация к этому относится спокойно.

— Zeus делает контент для NaVi и pro100 одновременно. Нет ли тут конфликта интересов?

— На данный момент нет, но потенциальный конфликт интересов возможен. Мы это обсуждали с Даней. Пока наши пути с точки зрения организаций не пересекаются. Мы в разных весовых категориях, все нормально. Что будет дальше — сложно сказать.

— Что с контрактом seized?

— Денис в двухмесячной аренде во FlipSid3 Tactics. Плюс он предварительно согласился играть за них на мажоре в январе. На данный момент он на контракте с NaVi, у нас есть финансовые обязательства перед ним. С января он месяц будет в F3, а потом станет свободным агентом.

— Расскажи, как проходили переговоры по electronic. Представители FlipSid3 в свое время говорили, что готовы отпустить его только за очень большие деньги.

— Было очень тяжело. За карьеру в NaVi я раз восемь участвовал в трансферных переговорах, и эти были самые сложные. Он был ключевым игроком для FlipSid3, они не хотели с ним прощаться.

Первый заход был неудачный: мы вступили в переговоры еще после Краковского мажора, но так и не сумели договориться. Не только из-за цены, а из-за того, что все было очень срочно, и им тоже надо было искать замену. Из-за этого цена такой и была. Во второй заход спешки уже не было и договаривались мы только о деньгах.

— Сам electronic хотел перейти в NaVi?

— Все переговоры проходили через организацию, но я уже узнал по факту, что очень хотел.

— Все игроки NaVi посетили европейский финал WESG. Из-за этого, как говорил electronic, у команды будет слишком мало времени для подготовки к мейджору. Почему тогда организация отпускает туда игроков?

— Не только NaVi отпустили игроков на WESG. Несложно понять, что это из-за призового фонда, особенно основного этапа. Мы тоже должны с пониманием относиться к желаниям ребят и к тем возможностям, которые там открываются. DreamHack хороший результат ребята показали, так что все ок.

— Если мировой финал WESG будет тогда же, когда и турнир, куда NaVi получит приглашение, как поступит организация?

— Важнее турниры организации, но опять же, it depends. Если речь идет о мажоре, ESL или чем-то еще крупнее, то вопросов нет. Но если речь идет о DreamHack с небольшим призовым фондом, тогда пойдем навстречу игрокам.

— Каковы главные итоги года у состава по CS:GO?

— Да как и в Dota 2. В целом год провальный, но его конец — относительно хороший. Мы не выиграли ни одного титула, последний трофей датирован еще осенью 2016-го, на ESL One New York 2016. Было неудачное выступление на мажоре, потеря статуса легенд. Проблемы с ростером.

Конец года скорее придает оптимизма. Потому что и на турнире победили, и трое ребят выиграли европейские отборочные на WESG. Кстати, оттуда ребята вернулись в отличном расположении духа, и это в плюс команде NaVi. Сейчас все хорошо, они заряжены и планируют всех рвать.

— Как вы относитесь к слухам и «вбросам»? Часто v1lat и Korb3n публикуют информацию о ваших составах еще до анонсов. А иногда этим и ваши сотрудники грешат.

— Относимся с пониманием. Все хотят сорвать хайпа. Я понимаю, что с точки зрения контента хорошо быть первоисточником, получить все эти просмотры и так далее. Но на практике игроки между собой общаются, кто-то что-то знает, кто-то с кем-то поделился, кому-то слил. Я уже привык, что так происходит.

Что касается утечек из самой организации, то с ними надо бороться. Последние трансферы в Dota-составе были почти без утечек. А что касается CS:GO, то с Электроником было как с Наймаром в «ПСЖ». Все все знали, но вопрос был [в том], состоится трансфер или не состоится.

Другие игры

— Сейчас все больше и больше киберспортивных и околокиберспортивных дисциплин. Вы уже присматривались к новым играм?

— Конкретных дисциплин, в которые мы собираемся выходить, пока что нет. Смотрим много на что — и на PUBG, и на франчайзинговую лигу Overwatch. Ждем следующих этапов, когда они будут расширять географию. Есть дисциплины, разработчики которых сами обращаются. И есть Valve, которые тоже планируют [выпустить] аналог Hearthstone.

— Ты веришь, что PUBG как киберспортивная дисциплина может взлететь?

— Я лично нет, но это киберспорт, черт его знает. Пока игра не очень смотрибельная и не очень соревновательная. Если проанализировать Twitch, то там больше смотрят стримеров, а не про-игроков.

Очень многое зависит от издателя и от того, какую экосистему он будет создавать. По-моему, и Overwatch не очень смотрибелен и не очень киберспортивен, но то, что Blizzard делает сейчас — прорыв. Этот вот франчайзинг довольно интересен и может сработать.

— А если франшизная лига взлетит, не начнут ли все так делать, а организациям по сто миллионов за участие придется платить?

— Каждая метла метет по-своему. Все-таки все системы разные. Даже система у одного издателя — Valve — в Dota и CS различается. У LoL другая экосистема, закрытая. У Overwatch третья. Мне кажется, что право на существование имеют все. Будет и то, и то.

— Вы довольны сотрудничеством по Paladins? Какие планы по составу на следующий год?

— Результаты средние, но программа-минимум выполнена. Мы попали на Worlds, который будет в январе. Приличный призовой фонд разыгрывается. Но попали из Wild Card-турнира на соплях. Но туда вообще не так много команд попало — VP, NiP, Fnatic и мы от WESA.

Что касается самих ребят, мы очень довольны, они и тренируются усердно, и стримят все. Приятно работать с таким трудолюбивым составом.

И с точки зрения взаимодействия с HiRez тоже все хорошо. Они помогают, вовлечены, идут навстречу. Контракт с составом у нас заключен на год, то есть до середины сентября 2018-го. Что будет потом, во многом зависит от турниров, которые HiRez проведет в следующем году.

— У NaVi выходит много роликов с игроками, хотя в других командах участники часто от этого отказываются. Как вам удается объяснить, что это важно?

— Это зависит от конкретной личности. Кто-то более расположен к медиаактивностям, кто-то менее. Тут никаких инструментов, кроме разговоров и объяснения, зачем это нужно игроку, не существует. Но каждый игрок, если он представляет NaVi, является и брендом сам по себе. Это прежде всего в их интересах. Те, кто это понимает, с удовольствием участвуют в подобных активностях. Те, кто не понимает или для кого это вторично, не участвуют. Несмотря на обязательства в контрактах, мы никого никогда не заставляем.

— В апреле вы сотрудничали с Kyivstoner («Грибы»). Расскажи, как так вышло?

— Он фанат NaVi-«Доты», как оказалось. Пришли к сотрудничеству просто: наш репортер Леша Костылев был с ним знаком. Он сказал, что Стоунер очень хотел бы познакомиться, пообщаться, прийти в офис. Ну а уже в офисе решили, что прежде всего хотелось бы осветить Киевский мейджор, на который мы не попали. Дальше все родилось само собой. Что дальше? Ничего, case by case. Если будут какие-нибудь интересные варианты сотрудничества, мы с удовольствием.

— А еще вы сотрудничали и сотрудничаете с Лёшей Пчелкиным, A1taOda, Vityshka, Kudes и другими неоднозначными персонажами. Зачем вам это?

— Это партнерство в рамках стриминга. У нас есть обязательства перед Twitch, оговоренные в нашем соглашении. И эти ребята входили в нашу партнерку. С нового года условия контракта меняются, и включать они будут исключительно игроков.

— Они могли стримить как хотели или у вас были договоренности о стандартах?

— Тут то же самое, что и с игроками — одно дело контракт и юридические пункты, к которым мы стараемся не прибегать, а другое дело — что-то порочащее репутацию организации. Об этом мы просто говорили. Если человек не прислушивался, мы с такими людьми прощались.

— Вы покинули холдинг ESforce. В анонсе было сказано, что медиаправа переходят к Zero Gravity Group. Будет ли ZeroGravity управлять организацией?

— Он собственник, он не будет влиять на операционную деятельность и заниматься микромоментами. Но стратегические вопросы я обсуждаю с ним — развитие клуба, новые дисциплины и так далее.