Одиннадцать благих психологических элементов

07.01.2018

Вера – это один из одиннадцати благих психологических элементов, относится к благим заслугам поведения. Вера не обладает познавательными и анализирующими качествами. Вера не познаёт объект, как хорошее или плохое, нужное или ненужное. Вера не может быть негативной.
Вера делится на три вида: чистая вера, вере на доверии и вера – стремление.
• Вера, основанная на чистых помыслах, то есть возникающая при рассмотрении достоинств Трех драгоценностей, при слушании благородных деяний Бодхисаттв, истории великих Учителей, при визуализации Будд и чтении мантр и т.д.
• Вера, основанная на доверии, возникает при понимании причинно-следственной связи, закономерностей всего окружающего.
• Третий вид веры – вера стремление, то есть желание достичь высоких реализаций. Этот вид веры возникает при аналитической медитации, глубоком обдумывании Четырех истин, пустоты и Непостоянства. При размышлении над этими объектами появляется третий вид веры. Чем чаще занимаетесь аналитической медитацией, тем сильнее развивается эта вера. Основываясь на приобретенных знаниях, индивид начинает верить, что действительно можно достичь состояния Просветления. Возникает доверие к Пути освобождения от сансары, появляется убежденность в правдивости Учения Будды.
Стыд.
Что такое стыд и как возникает это чувство?
Стыд – это чувство смущения от содеянного проступка. Чувство стыда приходит при осознании, что содеянный проступок является неправильным.
Для возникновения чувства стыда необходимо следующее:
• Во-первых: чувство ответственности перед чем-либо или кем-либо, например, перед людьми, родиной;
• Во-вторых: наличие правильной концепции о себе.
• Без чувства ответственности у индивида не может возникнуть чувство стыда. Стыд делится на три вида: стыд, возникающий от мысли совершить проступок (будущее); стыд, возникающий от совершаемого проступка (настоящее), стыд, возникающий от совершенных проступков (прошедшее).
1) Стыд, возникающий от мысли совершить проступок в будущем. То есть мы еще не совершили его, у нас появляется чувство смущения.
2) Стыд, возникающий от совершаемого проступка. Он появляется в момент совершения какого-либо недостойного поступка.
3) Стыд, возникающий от совершенных проступков. Он возникает при воспоминании о ранее содеянных проступках.
Стыд в Учении Будды является одним из главных психологических элементов индивидуального развития. Стыд не является прирожденным чувством. Он появляется лишь при самосовершенствовании личности. Чувство стыда является одним из 51 ментальных факторов и входит в числе одиннадцати благих. Агван Даши в своем труде «Дуйра» чувство стыда поставил на первое место при перечислении одиннадцати благих . Из этого следует, что стыд играет огромную роль в духовном развитии человека. Чувство стыда защищает личность от негативных поступков, уподобляясь одежде, которая защищает тело. Является украшением Достойных.

Полное знание чувства стыда достигается при понимании его обратной стороны, то есть бесстыдства. Нарушение обетов и клятв, безответственность перед самим собой происходит от незнания пагубности и ущербности бесстыдства.
Бесстыдство служит импульсом для возникновения негативных мыслей, поэтому оно стоит во главе всех остальных второстепенных негативных мыслей.
Бесстыдство и бессовестность являются открытыми проявлениями неведения и рождаются от незнания законов Кармы, от непонимания взаимообусловленности всего бытия, законов взаимосвязи и вообще реалий нашего существования.

Главное, чтобы стыд не перешел в страх, который снижает самооценку. Но после возникновения стыда человек должен уметь правильно думать, не бросаться в крайность, не принижать, не обвинять себя, так как это может привести человека к гибели. Переживания, волнения и самообвинения ни к чему хорошему не приведут. Есть много примеров, как люди из-за неправильного мышления совершают крайние поступки, суицид. Здесь не чувство стыда привело к крайнему поступку, а неправильное мышление.
Рассмотрим положительные качества стыда. Если у вас возникает чувство стыда перед своими детьми и друзьями, то это свидетельствует, что вы являетесь хорошим родителем, другом, несущим ответственность перед ними. Будем беречь наши положительные качества характера, так как они вырабатываются в течение многих лет. Эмоции, возникшие с помощью стыда, ведут человека к изменениям в лучшую сторону, и приводят к благородным поступкам, к благим деяниям. Стыд порождает бдительность, настороженность. Стыд предостерегает от всего плохого, контролирует человека изнутри, он подобен украшению. Стыд украшает человека, стыд и совесть не дают человеку нарушить моральные требования. Всегда держит человека в равновесии, благоприятно влияет на духовное развитие.

Совесть – это чувство – смущения, возникающее из уважения и ответственности перед другими. Например: перед Буддой, хранителями, детьми, Родиной. Это чувство приходит при понимании, что поступок будет, есть и был неправильным. Защищает индивида от постыдных проступков и придает уверенность. Различие между чувством стыда и совести заключается в том, что первое возникает из ответственности перед самим собой и уважения к самому себе, а второе из уважения к другим. Без этих двух чувств невозможно сохранить свои обещания и клятвы, будут постоянные падения и закладывания новых негативных Карм. Не будет полноценного накопления благих заслуг поведения. Кто обладает совестью, будет всегда уверен. Нас изнутри должны контролировать совесть и стыд, а внешне – Хранители.

Беспристрастность - это отсутствие привязанности и желания, влечения, тяги к чему-либо загрязненному. Например: к трем сферам, к одиночному покою, к пяти приятным объектам. Этот вид благой мысли не возникает без объекта влечения и ясного понимания пагубности чрезмерного желания. Чем сильнее признание пагубности сансары, тем быстрее возникнет Отречение, беспристрастность. Даже при появлении незначительной страсти, надо найти отрицательные стороны того объекта, нейтрализовать и искоренить беспристрастностью.
К пяти приятным объектам относятся форма, образ, звук, осязание, обоняние. Объект в котором присутствует страдание, относится к Первой Благородной истине. Для возникновения беспристрастности должен присутствовать должен присутствовать объект, и в то же время надо осознавать пагубность объекта. При виде объекта страсти должно быть полное осознание плохих сторон объекта, четкое понимание ситуации, проявление спокойствия, внутренний контроль самого себя.
Отсутствие гнева – это невозмутимость при виде неприятеля и раздражающих объектов. Понимание отрицательных сторон злости, гнева и ярости ведет к возникновению этой благой мысли.
Например, люди быстрее гневаются, если у них присутствует раздражающий объект. К раздражающим объектам относятся боль, неприязнь, страдание, и так далее.
Отсутствие неведения – это мудрость, которая правильно познает природу бытия и положение всего окружающего. Отчетливо различает нужное и ненужное. Является противоядием сомнения. Эта мысль зарождается путем постоянного слушания, продолжительного обдумывания и глубокого размышления. Делится на три вида: мудрость сферы желания, сферы форм, и сферы без форм. Они являются корнем всех благих деяний, результатом духовного развития.
Действия отсутствия неведения заключаются в том, что оно различает нужное от ненужного.
При перечислении одиннадцати благих под отсутствием неведения подразумевают мудрость, хотя отсутствие неведения может быть просто отсутствием незнания.

Усердие – это воодушевленное старание к добродетели. Является противоядием лености и вялости. Усердие – источник всех мирских и не мирских достижений. Чем больше усердия, тем ближе цель. Усердие должно стремиться к благому, к доброму. Усердие – источник всех духовных достижений, духовного развития.
Самоконтроль - (внимательность) – это психологический элемент, который осознанно отделяет негативные мысли от положительных. Ограждает индивида от оскверненных мыслей. Этот вид мысли возникает во время проявления усердия, когда ум находится в бесстрастном, в безгневном и в неомраченном состоянии. Внимательность постоянно наблюдает и контролирует деятельность тела, речи и ума.
Самоконтроль – подобен оптическому прицелу, через который охотник смотрит на зайчика, где зайчик – это Я. Охотник – тоже Я. Самоконтроль (внимательность) наблюдает, как субъект взаимодействует с объектом.

Сосредоточенное состояние ума не может быть без самоконтроля (внимательности). Когда человек в гневе, он невнимателен. Человеческий ум не может удерживать одновременно две противоположные мысли, то есть думать о хорошем и, в тоже время. О плохом. Без внимательности не бывает постижения Пустоты и Шаматхи. В момент гнева не может возникнуть благая мысль, не может возникнуть осмотрительность. Самоконтроль не появляется сам по себе, его надо вырабатывать.

Повседневная внимательность – это внимательность – это внимательность, которая следит за поведением тела и речи. В то же время она может наблюдать за внутренними процессами, то есть за возникающими мыслями.
Духовная внимательность – это такая внимательность, которая контролирует ход мыслей во время чтения молитв, при совершении благих дел и т.д.

Гибкость ума – это способность ума, направленная на благое. Его действие заключается в очищении сознания от пяти видов скверн, таких как привязанность к сфере желания, вредность, леность, возбужденность ума и сомнение.

Непричинение вреда – это психологический элемент доброты, сострадание, проявляющееся к живым существам даже при нанесении вреда. Действие направлено на искоренение вреда. Практика терпения не дает проявиться негативной карме. Терпение сдерживает нас от негативных проступков, помогает контролировать себя. Без практики терпения не може быть духовного развития. Терпение имеет большее значение, чем усердие, поэтому во многих книгах часто говорится именно о терпении, нежели об усердии. Следует почувствовать в себе терпение и развить его. В начале Пути важны мотивация и накопление, в середине Пути необходимы терпение и усердие. Терпение – это сила, усмиряющая наших врагов (страсть, гнев, неведение) и внешних.
Равностность – это непредвзятое чувство ко всему окружающему. Его действие заключается в том, что равностность не дает возможности проявиться отрицательным эмоциям. Негатив, то есть негативная карма, плюс позитив равняется равностность. При появлении негативной мысли мы должны к ней прибавить противоположную, то есть позитив, и получается равностность.
Например, если у вас появляется жадность, мы должны проявить щедрость. Свою жадность нейтрализуем позитивным поступком. Или, если на кого-то обиделись, то стоит подумать о том, что это плоды моей Кармы. Все слова и люди нейтральны. Я сам виноват в том, что я здесь живу и встретился с этими людьми. Думаем позитивно, и появляется равность. Если проявляется ненависть к кому-либо, нейтрализуем её терпением, состраданием и добротой. Нужно представить, что когда –то этот человек был моим родственником, другом. Думать об изменчивости: он сегодня мне враг, завтра друг. Мой враг – только для меня враг, для других он может быть другом, - таким образом, он нейтральный человек. Негативные действия неприятеля могут помочь в духовном развитии. То есть развивать терпение, умение контролировать себя, познавать свои минусы. Негатив преобразовываем в позитив.

Из КНИГИ «УРОКИ ДХАРМЫ» Пандэ ЛАМЫ Жигжитова.