Стыд с точки зрения буддизма

07.01.2018

Что такое стыд, и как возникает это чувство? Стыд – это неудовлетворённое состояние ума от содеянного поступка. Неудовлетворённость приходит при осознании, что содеянный поступок является неправильным. При виде Хамбо Ламы Этигэлова некоторые приходят в удивление, некоторые чувствуют стыд. Глубоко верующий человек чувствует перед Ним стыд за то, что, являясь полноценным человеком, он не может реализовать правильно свои возможности тела, речи и ума, отвлекаясь на мирские соблазны. Для возникновения чувства стыда необходимо следующее:

Чувство ответственности перед чем-либо, например, перед людьми, родиной.

Наличие правильной концепции о себе.

Без чувства ответственности у индивида не может возникнуть стыд. Человек, чувствующий ответственность, будет жертвовать даже собою ради достижения поставленной цели. Хамбо Лама Этигэлов испытывает обостренное чувство ответственности, за судьбы людей, за народ, несёт огромную ответственность перед ними. Он прошел через все, начиная с пастуха до полного усмирения своего “Я”. Он не мог оставить свой народ и просто уйти из этого мира. У маленького ребенка практически нет чувства стыда, т.к. у него менее развита концепция о себе. Все, что он делает – для него естественно, и соответствует его небольшому мировоззрению. Когда у него начинает появляться концепция о себе, о своих возможностях, тогда начинает появлятся чувство стыда. Если у человека заложена концепция «я – мужчина», «я – отец», «я – начальник», то этот человек будет испытывать стыд каждый раз, когда он будет совершать несоответствующие поступки. Из этого следует, что при наличии определённой концепции возникает определённый стыд.

Стыд в Учении Будды является одним из главных второстепенных сознаний в индивидуальном развитии. Стыд не является прирождённым чувством, он возможен лишь при самосовершенствовании личности, вплоть до полного просветления. Чувство стыда является одним из 51-го второстепенных сознаний и входит в число 11-ти благих сознаний. Агван Даши в своём труде “Дуйра” чувство стыда поставил на первое место при перечислении 11-ти благих сознаний. Из этого вытекает, что стыд играет огромную роль в духовном развитии человека. Противоположностью этого качества является чрезмерная страсть, злость и неведение. К примеру, когда рождается страсть, то исчезает стыд и совесть.

Существуют две разновидности чувства стыда: чувство стыда перед самим собой и чувство стыда перед окружающими, например перед своими учениками, перед своими родителями. Первая разновидность делится ещё на две: стыд от обещания и стыд от концепции. Вторая делится также на две: чувство стыда перед другими с прямым доводом и с косвенным доводом. С прямым доводом означает вхождение в прямой контакт с человеком, и ощущение при этом своей вины, или безвыходности. При косвенном доводе прямого контакта не существует, человек узнает о себе плохое от других людей. Какая из этих перечисленных разновидностей стыда существует у Хамбо Ламы Этигэлова? Из наблюдения состояния Хамбо Ламы Этигэлова выясняется, что Он несколько раз был в возмущенном состоянии, лицо было хмурым и недовольным, кожа лица покрывалась тёмно-красноватым цветом Видимо, Он иногда чувствует стыд за наши неправильные действия.

“Без знания противоположности пустоты невозможно постичь саму пустоту”, – так наставляет Гунчен Жамьян Шадба в своём комментарии Праджняпарамиты. Из этого можно понять, что без знания свойства и сущности невежества, его природы, невозможно устранение самого неведения, одним из составляющих которого является стыд. Полное знание чувства стыда достигается лишь при наличии знания его другой стороны – бесстыдства, его пагубности и ущербности. Неуважение к достоинствам либо к достойным людям – это бесстыдство, а безответственность перед клятвой – это бессовестность. Из биографии Хамбо Ламы Этигэлова мы знаем что, Он с глубоким уважением относился и относится к предыдущим Хамбо Ламам, например к Хамбо Ламе Дамба Даржа Заяеву. Из этого следует, что Он не обладал неуважением и бесстыдством.

Бесстыдство может возникнуть наряду со всеми негативными мыслями и стать импульсом для их прямого применения (к примеру, подумав о насилии прибегнуть к нему), поэтому бесстыдство стоит во главе всех остальных второстепенных негативных мыслей.

Бесстыдство и бессовестность являются открытыми проявлениями неведения и рождаются от “незнания” действительных законов кармы, законов взаимозависимости и вообще реалий нашего существования.

В стадиях изучения Парамитаяны рассматриваются последовательности рождения негативных мыслей:

1. Дознание бессамостности и пустотности всего бытия

2. Ложный взгляд на 5 скандх, думая, что они являются собственностью “Я”.

З. Страсть – привязанность к самому себе.

4. Гнев – злость к постороннему.

5. Гордость – восприятие себя лучше других.

6. Ложный взгляд – чувство собственной свободы и независимости.

7. Ложный взгляд – чувство постоянного пребывания в этом мире.

8. Надменность, порождающая чувство возвышенности над другими.

9. Ложная уверенность в своих действиях.

10. Сомнения в существования Пустотности, закона Кармы.