РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

05.01.2018

В современных условиях совершенно недостаточным оказывается только «профессионализм» специалиста, владеющего технологиями в тех или иных областях. При создании конкурентоспособных изделий все более востребованными становятся творческие личности, обладающие общей и профессиональной компетентностью, поскольку только они способны оперативно принимать оптимальные решения технических проблем.

Творческие способности могут развиваться только в процессе правильно организованной творческой деятельности. Известны четыре типа творческой деятельности: продуцирование новых эмпирических фактов; получение исходных принципов и понятий теоретических систем в процессе обобщения экспериментального материала; дедуктивное выведение нового теоретического знания из известных науке утверждений; образование новых научных положений, логически не следующих из функционирующего в обществе знания. Научному и инженерному поиску, направленному на получение четырех типов информации, свойственны все признаки творческого процесса: отсутствие жесткого алгоритма развития мысли, прерывность логического следования от старого знания к новому, влияние личности исследователя на ход познавательного процесса и т.д. Все эти типы творческой деятельности предполагают богатое творческое воображение, фантазию, обостренное интуитивное чутье, интеллектуальную смелость исследователя и др. Поэтому целями современного образования является формирование не только традиционных знаний, умений и навыков, но и овладение общими и профессиональными компетенциями и развитие творческих способностей личности в ходе учебно-воспитательного процесса.

Традиционный учебный процесс в школах, техникумах и вузах направлен в основном на развитие памяти обучающихся при овладении знаниями и в меньшей степени - на развитие творческого мышления, в то время как в профессиональной деятельности творческое мышление является приоритетным. При этом традиционно сложившемуся педагогическому процессу присущ обычно нетворческий характер, определяющий предъявление учащимся знаний и фактов в готовом виде и организующий деятельность этих учащихся «по образцу». Такой подход формирует у последних репродуктивное мышление, интеллектуальную пассивность и безынициативность, в то время как будущему инженеру и ученому необходимо продуктивное творческое мышление. Все виды контроля, включая итоговый, направлены обычно на проверку запоминания определенного объема учебной информации, а не на поиск и оценку найденного оптимального решения нестандартной проблемы.

Любая деятельность имеет свои, специфические условия существования и развития, поэтому для ее осуществления необходимо освоение определенных знаний, умений и навыков, характерных для данного вида деятельности. Творческая деятельность не является из этого исключением, но при этом обладает важной особенностью - универсальностью своих методик, которые применимы в любом виде профессиональной деятельности. Специфика научно - инженерно-технического творчества заключается лишь в том, что эти универсальные методики применяются для решения технических проблем. Поэтому достижение успеха в какой-либо профессиональной деятельности возможно не только за счет знаний, умений и навыков, присущих этому виду деятельности, но и благодаря умелому использованию в этой деятельности методологии творческого процесса.

Предлагаемая концепция организации обучения нацелена на формирование компетентностей и развитие творческих способностей обучающихся и основывается на особенностях процесса творчества. Научно-инженерно-техническое творчество направлено на создание новой и совершенствование старой техники и технологии, обладающих социальной значимостью. В связи с этим большое значение имеет определение понятия «новизна», которая может быть объективной и субъективной, то есть новизной только для самого учащегося. Если для взрослого новизна решения сопоставляется с коллективным опытом всего человечества (объективная новизна), то для учащихся достаточно, чтобы результат творческого решения был нов лишь для них самих, то есть он сопоставляется только с их индивидуальным опытом.

При таком понимании новизны возможности технического творчества значительно расширяются. Творческой становится деятельность, продукт которой давно известен всем, за исключением того, кто его получает. То же самое можно сказать и о способах получения этого продукта. Исследованиями целого ряда авторов, как психологов, так и педагогов, установлено, что творчество детей имеет с творчеством взрослых одну физиолого-психологическую основу. Стадии протекания, активность и напряжение в процессе творческой деятельности детей аналогичны соответствующим моментам в творчестве взрослых. Для осуществления подобной деятельности необходимо становление и проявление качеств личности, свойственных изобретателям и рационализаторам. Таким образом, получая продукт, обладающий даже субъективной новизной, учащийся развивает свои способности к творческой деятельности.

Психологами установлено, что научно - инженерно-техническое творчество напрямую связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам. Творческая «техническая» мысль может развиваться тогда, когда соответствует этим закономерностям. Отсюда следует, во-первых, что творческое осмысление знаний, овладение методологией научно-инженерно-технического творчества позволяет учащимся сознательно и гарантированно управлять процессом генерирования нестандартных эффективных идей; во-вторых, акт творческого «технического» мышления имеет специфическую логику рассуждения, которая лежит в основе поисковой умственной деятельности специалиста-профессионала; в-третьих, истоками творческого «технического» мышления являются высокоразвитые воображение и фантазия, многообразие и системность мышления, позволяющие учащемуся видеть проблему целиком, с различных сторон, видеть одновременно техническую систему, надсистему, включающую ее, и подсистему, являющуюся частью технической системы; устанавливать связи между ними и внутри них, причем для каждой из них видеть прошлое, настоящее и будущее. Другими словами, творческое мышление должно быть многообразным, и чем больше образов будет возникать перед учащимися, тем более оригинальное и простое решение они смогут предложить. Таким образом, данный подход реализует важнейшую цель общего и профессионального на всех уровнях образования - непрерывность целенаправленного формирования у учащихся и студентов именно системного творческого мышления.

Формирование общих и профессиональных компетенций и развитие творческих способностей происходит в процессе выполнения комплексных заданий, сочетающих в себе науку, учение и производство, и творческий поиск оптимальных решений технических проблем. Для этого создается банк технических проблем, постоянно пополняемый учащимися, студентами, родителями, учителями и преподавателями вузов, ведущими занятия в школах, лицеях и вузах, и насчитывающий более 100 позиций, из которого каждый обучающийся осуществляет свой выбор. Задания составлены так, что в процессе работы над выбранной проблемой у обучающихся возникает потребность в естественнонаучных, гуманитарных и технических знаниях, которые они используют для теоретических расчетов, конструирования, технологического проектирования, изготовления изделий, исследования рынка и продажи этих изделий, написания рефератов и статей, подготовки докладов на научно-технических конференциях, патентования изобретений. В процессе этой многогранной деятельности и формируются не только знания и умения их применения, но и творческие профессиональные компетенции. Для этого, наряду с базовыми предметами учащиеся изучают предметы: «Основы конструирования и инженерная графика», «Основы инженерных знаний», «Основы научно-инженерно-технического творчества», «Основы информационных технологий в научных и инженерных разработках», «Методология самостоятельной работы». Разрабатываемые в школах и лицеях технические проблемы получают в дальнейшем свое развитие в процессе учебы в вузе при бакалаврской и магистерской подготовке, а затем и в аспирантуре.

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения. Концепция обучения основывается на личностно-деятельностном подходе и опирается на выполнение комплексных заданий, выдаваемых индивидуально или группе учащихся из двух-трех человек по предварительно выбранной учащимся проблеме из банка научно-технических проблем. Работа над заданием происходит как во время учебных занятий, так и, по желанию учащегося, во внеучебное время под руководством преподавателей вузов и школьных учителей высокой квалификации в научно-инженерном творческом центре комплексного непрерывного образования. При этом программы тех и других занятий согласованы между собой. Учащиеся при работе над комплексными заданиями: проводят информационный анализ на основе знаний по информационных технологий и патентоведения; составляют заявки на изобретения; конструируют изделия, используя знания общеобразовательных и специальных предметов; разрабатывают технологические маршруты изготовления сконструированных изделий и изготовляют их на соответствующем оборудовании, представляя затем изготовленные изделия в качестве экспонатов на выставки; на основе проведенного информационного анализа и собственных разработок учащиеся готовят доклады и выступают на научно-технических конференциях молодежи.

Для отдаленных районов может осуществляться дистанционное обучение. Для организации такого обучения разработана концепция заочно - дистанционной школы научно-технического творчества молодежи, которая признана среди победителей областного конкурса перспективных работ.

Дальнейшие научные исследования и инженерные разработки бывшие лицеисты выполняют во время обучения в вузе, учебы в аспирантуре и работы на предприятиях.

Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся. Поскольку обучение осуществляется в процессе выполнения комплексных заданий, то и оценивание результатов обучения и аттестация выполняются по комплексным заданиям, при этом оценка производится по разработанным параметрам.