Чем коммерческие писатели отличаются от обычных?

08.01.2018

Похоже, у меня с миром редактуры вышло недопонимание — меня натурально посчитали снобом. И поводом тому послужило мое пренебрежительное отношение к коммерческим писателям. Окей, давайте разбираться, кому из писак я разбил сердечко и почему в этом виноваты вы сами.

Такое дело: в приветственном посте я использовал формулировку “выдуманные как класс коммерческие писатели”. Я бы уже и думать об этом забыл, но мне поступило несколько предъяв (и ни одной в защиту ильяховщины, кстати). Все они сводились к тому, что я занижаю заслуги коммерсателей и смотрю на них свысока.

Что не так с коммерсателями?

Понятия не имею. Профессия как профессия. Ничем не хуже прочих — люди делают рекламу, чтобы мы точно знали, что и в каких дозах потреблять.

Не уверен, что это правда, но пару лет назад всплыла первая текстовая реклама на папирусе прямиком из Египта. Текстовики были в восторге — их профессию теперь без всякого сарказма можно назвать одной из древнейших.

Автор египетского буклета жил позже Гомера, но не стал и крохотным фрагментом его тени. И не потому, что Анубис отгрыз ему голову до того, как он сообразил поставить подпись. Этот малый просто не так важен.

Что, опять слишком заносчиво получается? Так это вам кажется. У меня нет проблем с коммерсателями. Есть проблема только в формулировках. Вообще-то придираться к словам и буквам — это первый признак одичалой редактуры, и нам этот принцип не подходит, но конкретно этот случай — исключение.

Реклама — не творчество, а обычный инструмент, как половник или ножницы. Это не значит, что повара и парикмахеры чем-то провинились. Они просто делают так, чтобы кто-то не сдох от голода или не выглядел бы как группа “Стекловата”. Проблемы начинаются там, где повар и парикмахер называют себя творцами и художниками. Становится понятно, что это именно они решили возвыситься над своими коллегами и взглянуть на них свысока.

Чем писатель отличается от редактора?

Статья с таким названием вышла у Ильяхова, а мы тут вроде бы решили прекратить набрасываться на мэтра. Но, блин, что же делать, если она так гладко вписывается в тему разговора. Придется ненадолго прекратить воздержание.

Главный тезис такой: писатель делает текст без оглядки на “контекст, полезное действие, решение задач, прихоти деревенского долларового миллионера и так далее”. Писатель априори делает плохие тексты и винит в этом людей, которые обкололись инфостилем. Редактор же — это уберменш, создающий силой мысли инфопродукты. В его мозг стекается информация из сотен датчиков, которая рассказывает, как люди живут и что они хотят купить. Он упрощает жизнь читателя, вытаскивая из писанины писателя все, что может расстроить читателя.

Писатель нужен там, где люди приходят почитать. Редактор нужен там, где люди читать не хотят.

После этой статьи для меня все, наконец, встало на свои места. Инфостиль — это такое легкое передрачивание понятий. Для удобства писателем можно назвать и Толстого, и жирного графомана из Уфы, и журналиста из “Новой”, и текстовика из рекламного агентства.

Не ведитесь на это, называйте вещи своими именами. Даже если вам не нравится, как это звучит. Коммерческий писатель — это рекламщик, а писатель художественной литературы — это просто писатель. Вспомните Фредерика Бегбедера и Октава Паранго, ну! Это два разных человека. Для закрепления: писателей объявлений о процедуре смыва дерьма в унитаз не существует.

Редактор — это дирижер в творческом процессе. А редактор рекламщиков — это главный рекламщик. Если для вас это звучит оскорбительно, ищите проблему в себе.

_____________________________

Если вы чувствуете в себе силы, разделяете взгляды автора и хотите присоединиться к созданию канала, будем только рады. Вся информация тут.

P.S. Если ваши кулачки непроизвольно сжались от этого текста, и захотелось вступиться за инфостиль, вот вам трюк: я уже побывал в будущем и привел контраргументы на ваше негодование, наслаждайтесь.

P.P.S. Кстати, в будущем вы так и не стали успешным коммерческим писателем.