Как Лукас редачил “Звездные войны” в хвост и гриву

08.01.2018

На сайте фанатских вопросов-ответов есть дискуссия на тему того, как много сам Лукас привнес в “Звездные войны”. Местные эксперты высказывают мнение, что не очень-то и много.

Тем не менее, шарм далекой галактики складывается из ностальгии, атмосферы сказки и истории именно Лукаса. Сегодня я хочу поговорить как раз об этой истории и взвесить роль Джорджа в ее создании.

Это история Мейса Винду, уважаемого джедая Бенду из Офучи, который был знаком с Усби Си Джеем Тейпом, учеником-падаваном знаменитого джедая.

Так выглядел синопсис чернового сценария самых первых “Звездных войн” в те времена, когда принцесса Лея еще не играла в Алексея Леонова, а уши Микки не мелькали где-то на горизонте. И, как может заметить внимательный читатель, у этой истории мало общего с финальным сценарием.

Первые наброски Джордж Лукас начал делать самостоятельно после окончания работы над “Американскими граффити”. История сидела у него в голове, и он очень хотел выбросить ее на бумагу.

Первый вариант черновика был ужасным — с запутанной, затянутой и скучной историей, жидкими персонажами и невероятно странными диалогами. Лукас не останавливался. Плодились черновики, странные персонажи менялись на более вменяемых, а непонятные словечки с отсылками к японской культуре исчезали.

Вечный бородач сам признавался, что процесс писанины ему никогда не нравился. Ему пришлось обращаться к своим соавторам по “Американским граффити”, чтобы привести диалоги в порядок. Диалоги были самой провальной частью сценария. В них не было ни юмора, ни ясности. Никто бы не смог с серьезным видом слушать все это. И уж тем более произносить. Даже после правок со стороны Харрисон Форд импровизировал на площадке, придумывая текст, потому что и финальная версия диалогов была невыносимой.

Джордж, вы, конечно, можете напечатать это дерьмо, но будьте уверены, что никто не сможет его произнести.

В итоге все удалось, фильм был снят, штурмовики десантировались на этой планете, и пора было клепать продолжение. В этот момент Лукас понял, что ему совершенно не хочется брать сценарий только на себя. Поэтому он пошел и нанял Ли Брэкетт, не абы кого, а жену Эдмонда Гамильтона, основателя жанра космической оперы. Это, между прочим, то, чем задумывались “Звездные войны”.

Джорджу не понравился сценарий старушки, которая очень вовремя растворилась в Силе, и он обратился к Лоуренсу Кэздану. С ним режиссер сработался и остался на финальный эпизод старой трилогии. Кэздан и дальше работал на Lucasilm. По всей видимости, у него была супер-способность слышать Лукаса и превращать бредовые идеи во вменяемый текст.

К новой трилогии (ну, не самой новой, а вот этой средней) Лукас пришел мудрым седобородым старцем, как он думал. И решил обойтись без сторонней помощи. Что получилось в итоге — всем известно.

Кислотные диалоги и обколотые марихуаной персонажей вошли в золотой фонд кино. После фанатских слез из-за первого эпизода для второго Джордж решил привлечь Джонатана Хэйлса, который был игроком второго эшелона в Lucasfilm. Получилось не очень, и финальный эпизод трилогии Лукас снова делал в одного, наплевав на все законы драматургии.

Потом далекая галактика приземлилась в ближайшем диснейленде. Чтобы не напугать детишек и сделать план продаж, подрезать сценарию крылья стали сразу 4 человека, если не считать фашистское правление диснея. Кэздан вернулся к франшизе. К нему присоединился Майкл Арндт и первый безбородый режиссер “Звездных войн” Джей Джей Абрамс. Никто уже не вслушивался в диалоги, теперь не было персонажей и оригинальности. Был ремейк, не самый талантливый.

Подведем итоги. Далеко не качественный сценарий заставляет мир любить “Звездные войны”. Это огромная штука с привкусом сказки и детства, с зернистой картинкой на кассете и принцессой Леей на цепи (на что ввиду последних событий смотреть стыдно).

То, что создавалось в самом начале, строилось на стилистике картин Акиры Куросавы и невнятной идее. Лукас хотел снять нечто в стиле “документальной фантастики”. Если бы он остановился на этой версии, мир получил бы артхаус, который не ушел бы так далеко, как это сделала франшиза.

Лукас упорядочил мысли теорией архетипов из той самой книги “Тысячеликий герой”. Сейчас-то мы знаем, что упоминать ее всуе ни к чему, но 40 лет назад она вроде как встряхнула Джорджу мозги и заставила выстраивать нормальный, понятный массам эпос.

Раз мы говорим о редактуре и роли текста, стоит признать:

a) сам текст сыграл не самую важную роль в истории, главное здесь — Идея;

б) каким бы Джордж не был самонадеянным и упертым сукиным сыном, он принимал верные редакторские решения. Но только до тех пор, пока тщеславие не взяло верх над здравым смыслом.

Мы тут не особо жалуем формальный подход и упрощение, но, стоит признать, что решения сделать сценарий “Звездных войн” доступным и следовать правилам, очевидно, были верными.

_____________________________

P.S. Если ваши кулачки непроизвольно сжались от этого текста, и захотелось вступиться за инфостиль, вот вам трюк: я уже побывал в будущем и привел контраргументы на ваше негодование, наслаждайтесь.

P.P.S. Кстати, в будущем вы так и не стали успешным коммерческим писателем.