Огинский, Короткевич и атомная станция. Часть третья. Крево. Боруны.

10.02.2018

Как мы окунулись в прошлое, заглянули в будущее и вернулись в настоящее.

ОН звал, ОН манил... Место, где делалась история. Место, полное тайн, жестокости, интриг.. Место, которое почему-то многие не ассоциируют с сегодняшней Беларусью. Когда говорила, что хочу съездить сюда, многие спрашивали: а есть ли виза за границу?

Начало истории Крево теряется в глубокой древности. Человек на наших землях появился давно. Об этом свидетельствуют многочисленные курганы, городища, найденные здесь древние орудия труда, украшения.
    Вначале здешние земли населяли балтские племена. Позже здесь появились славяне-кривичи.
    Некоторые ученые считают, что и само название Крево образовалось от слова кривичи. Другие же полагают, что оно произошло от имени верховного литовского языческого жреца Крево-Кревейте. Возможно также, что название поселения образовалось от литовского слова krievi, что обозначает топь, болото. На самом деле, местность рядом с речкой Кревлянкой еще до недавнего времени была сильно заболоченной.
    Легенда же рассказывает, что название пошло от слова кровь. Будто бы в давние времена в этих местах произошло жестокое сражение, после которого вода в местной речушке долгое время была красной от крови. Поэтому речку назвали Кревлянкой, а поселение, которое здесь возникло позже - Крево.
    Впервые Крево упоминается в немецкой хронике 13 столетия как центр Нальшанской земли. С этого времени название поселения неоднократно фиксируется в различных летописях, документах и на картах.
    Очевидно, что ко временам существования Нальшанской земли, а возможно, и к более ранним, относится Кревское городище.
    Когда-то городище было приспособлено для обороны и жилья. На нем имелись деревянные укрепления, за которыми местные жители во время набегов прятались от неприятеля. Чтобы удержать длительную осаду, здесь был вырыт глубокий колодец, остатки которого можно было видеть еще в XIX веке. У подножья городища до нашего времени сохранились следы древнего кладбища.
    Со времен Нальшан до нас дошли следующие сведения.
    В 1258 году на эти земли напали войска волынского князя Васильки Романовича и монголо-татарского хана Бурундая. В 1263 году налышанский князь Довмонт убил основателя Великого княжества Литовского Миндовга. Когда же в 1264 году сын Миндовга Войшелк завоевал Нальшаны, Довмонт бежал в Псков, где был избран князем. А Нальшаны вошли в состав Великого княжества Литовского и перешли в подчинение полоцкому князю Герденю.
    В конце XIII - начале XIV веков участились набеги крестоносцев Тевтонского Ордена на наши земли. Старые деревянно-земляные укрепления, такие как Кревское городище, уже не могли сдерживать натиск одной из лучших в Европе армий. Поэтому в это время на западной границе Великого княжества Литовского вместо них строятся мощные каменные замки, среди которых - Кревский. Считается, что его строительство начато великим князем Гедемином.

Кревский замок был возведен в долине среди высоких холмов, в месте слияния речки Кревлянки и ручья. В плане замка лежит неправильная трапеция. По диагонали располагались две башни. Та, которая побольше - Княжеская, находилась в северо-западном углу замка и выступала за периметр стен. Такое расположение башни содействовало лучшей обороне, потому что позволяло во время штурма держать под обстрелом северную и западную стены замка.

Княжеская башня имела не менее трех этажей и подземелье- тюрьму. Покои князя находились на втором этаже. Окна здесь были шире и выше, а стены были расписаны фресками. Особенностью Кревского замка является то, что здесь впервые в истории белорусской архитектуры жилье располагалось в каменном здании.

Вторая башня была меньших размеров. Вероятнее всего, ее построили позже первой.
    Стены замка возведены из камня. Снаружи они выложены кирпичом. Вход в замок находился с северной стороны. На замковом дворе располагались жилые и хозяйственные постройки. В западной части находился пруд с водой. От одной башни к другой вела дорога, вымощенная камнем.

Замок имел довольно большую внутреннюю площадь, здесь во время набегов неприятеля находили убежище не только войска, но и мирное население.
    На протяжении веков Кревский замок являлся свидетелем многих важных исторических событий. Особенно бурно они развивались здесь в XIV столетии.
    В 1338 году великий князь литовский Гедимин, распределяя наследство, отдает Крево своему сыну Ольгерду. В 1345 году сам Ольгерд занимает великокняжеский трон в Вильно, и Крево переходит его сыну Ягайло.
    После смерти Ольгерда права на великокняжеский трон стали оспаривать Ягайло и брат его отца Кейстут. Между ними начинается упорная борьба.
    В 1382 году Ягайло удалось захватить Кейстута и его сына Витовта в плен. Кейстута привезли в Крево и заточили в темницу замка. На пятую ночь пленения старый князь был задушен слугами Ягайло по приказу своего хозяина.
    Подобная судьба, вероятно, ждала и Витовта. Его также привезли в Крево и поместили в ту же темницу, где находился до смерти его отец. Однако Витовту удалось бежать. Произошло это следующим образом. Имея разрешение посещать узника, жена Витовта Анна пришла к нему однажды вечером со своей служанкой. Витовт переоделся в платье служанки и вышел вместо нее вместе с женой. Стражники не приметили подлога, и Витовту удалось без препятствий покинуть Кревский замок.

Самым же важным событием, которое прославило Крево на всю Европу, было подписание Кревской унии, династического союза между Великим княжеством Литовским и королевством Польским. Согласно этому акту, заключенному 14 августа 1385 года, великий князь литовский Ягайло брал в жены четырнадцатилетнюю польскую королеву Ядвигу и становился польским королем. Со своей стороны, Ягайло обещал принять католичество и обратить в эту веру всех литовцев-язычников.

На территории Великого Княжества Литовского в 13 веке массово строились оборонительные укрепления и защищённые замки, так называемый «Каменный пояс», Кревский замок - один из кирпичиков этого пояса.

А мы... мы как-то не сговариваясь выбрали одежки 

Синагога
Местечко Крево возникло и развивалось благодаря замку, построенному в 14 в. как резиденция великих князей Литовских. В 16-17 в.в. замок, а вслед за ним и местечко, пришли в упадок. Согласно переписи 1897 г. местная еврейская община насчитывала 809 человек при общей численности населения 2201 человек. Сохранившееся в Крево здание синагоги - невысокое, выполненное из красного кирпича, со следами "Звезды Давида" в кладке фасада - расположено на одной из заброшенных улочек, ведущих к руинам древнего замка. Эти разные, на первый взгляд, памятники объединены общностью судеб: они пришли в запустение, лишившись своих хозяев. Великих князей нет уже несколько столетий, евреев в Крево не осталось после Второй Мировой войны...

Костел Преображения Господнего.

Спустя два года после подписания Кревской унии в 1387 году был возведен костел св. Яна Крестителя. Он был одним из первых в Великом княжестве Литовском католических храмов.

В 1850 году на месте деревянного храма был построен новый каменный костел, который просуществовал до 1866 года и был закрыт. Позже его переосвятили в церковь св. Троицы, и в Крево не осталось ни одного костела, а стояло четыре церкви.

Несмотря на то, что костелов не осталось, остались люди, которые не отреклись от своей веры. В 1906 году они добиваются восстановления своего прихода, однако вместо здания бывшего костела им выделили один из хлебных складов, который находился на Богдановской улице. 6000 прихожан сами собирают средства на строительство костела. Ими руководит ксендз Огановский. Но достроить храм не успели. Первая мировая война уничтожила не только то, что удалось уже сделать, но и Троицкую церковь – бывший костел. После окончания войны Крево поднялось из развалин.

На месте старого костела, на средства, собранные всем миром, возвели новый деревянный костел в 1936 году.
 Создавая проект нового костела, архитекторы Стабровский и Нарембский постарались соединить в нем современность со старыми традициями зодчества. После строительства в нем прослеживались черты ренессанса, барокко и модерна. В 1944 году первую службу в храме провел белорусский патриот ксендз Владислав Чернявский. После прихода советской власти отношение к религии снова меняется. Кревский костел снова закрывают и в 1961 году переделывают под больницу. Живописные башенки были убраны, достроен второй этаж, и бывший памятник архитектуры стал обычным зданием. В 90-ые годы ХХ века на многострадальном холме в Крево восстал новый, на этот раз – каменный, красавец-костёл.

А напротив виднеется Церковь Святого Александра Невского.

Так часто в Беларуси: Костел и Церковь напротив, а рядышком синагога или мечеть...

Храм во имя святого благоверного Александра Невского был построен в 1854 году. Для строительства использовался кирпич и природный камень. Храм расположен на большой высоте над всем местечком. Именно поэтому во времена Первой Мировой войны он был разрушен одним из первых. Восстанавливать церковь начали в 1928 году.

Еще немножко задержались на площади, словно не отпускало нас это местечко...

Выехали мы из Крево.
И тут же видим:

бункер!!!


Ух, как это детям было интересно!!!!
Особенно мальчишкам!!!!!

А небо все суровее..

Деревня БОРУНЫ.

И на горизонте видны Костёл Святых Апостолов Петра и Павла и монастырь базилиан (1747-53)

Ещё в 1692 году в Борунах усилиями ксендза Николая Песляка была заложена деревянная униатская церковь в честь Явления Девы Марии и основан монастырь. В 1700 году из местечка Вишнево, где спустя двести с лишним лет угораздило родиться президенту Израиля Шимону Пересу, сюда вместе с "собственностью и учителем" была переведена школа базилиан, католического монашеского ордена византийского обряда. Практически сразу новые хозяева комплекса начали строительство каменной церкви, которое, впрочем, несколько раз прерывалось. Дошедшее до наших дней здание было построено в 1747-53 годах по проекту архитектора Александра Асикевича. Оформление интерьеров, для которого были приглашены лучшие мастера из Вильни и Минска, продолжалось до 1770 года. Костёл в Борунах виден задолго до въезда в деревню.

Трёхнефная базилика, вытянутая алтарная апсида, большие закристии с боковых сторон. Фасад центрального нефа типично барочный, а по внешним углам боковых нефов диагонально поставлены две небольшие четвериковые башни, но только одна (!) из них имеет ещё и двухярусную надстройку - завершение второй или не сохранилось, или изначально не существовало. Эту карликовую башню уравновешивает поставленная рядом, через браму, двухярусная колокольня.

Через дорогу от церкви стоит небольшая капличка.

И прямо напротив костела - обычные дома. Но ведь туристы ездят!! Поэтому приусадебное хозяйство приведено в порядок 

А вот монастырский корпус, в отличие от отреставрированного костёла, стоит заброшенный. Каменный Т-образный двухэтажный монастырский корпус был возведён в 1778-1793 годах перед самым концом Речи Посполитой. В 1833-ем его передали православным, с 1845 года здесь размещалось духовное училище. Церковь была переосвящена как православная в 1881 году, а в 1922-ом как костёл свв. Петра и Павла. Примерно в это же время, в 1920-22 гг. в бывшем монастыре действовала беларуская учительская семинария, директором которой был небезызвестный Симон Рак-Михайловский.

А мы продолжаем свой путь, слегка пугаясь небесными красотами...