Огинский, Короткевич и атомная станция. Часть вторая. Першаи. Воложин.

10.02.2018

Как мы окунулись в прошлое, заглянули в будущее и вернулись в настоящее.

Следующая точка на глобусе - ПЕРШАИ.
Встречает нас капитальнейшим ремонтом дороги.


Впервые поселение упоминается в 1492 году, с 1493 года собственность виленского епископа Войцеха. В 1545 году здесь основан католический приход.

С 1858 года имение принадлежало роду Тышкевичей, которые выстроили в Першаях усадьбу. Жаль, в 2013 году ее разобрали окончательно...

В 1933 году на месте старого деревянного католического храма выстроено каменное здание храма св. Юрия

Сильно мы там не задерживались, поэтому и сейчас останавливаться надолго здесь не буду. А по следам графов Тышкевичей поехали дальше .

ВОЛОЖИН.

Существует такая легенда происхождения названия “ВОЛОЖИН”. Когда-то очень давно здесь жил молодой парень. Был он очень сильным и добрым. Когда люди к нему обращались с какой-либо просьбой о помощи, например, построить забор, починить крышу дома или вскопать огород, этот парень никогда никому не отказывал. Звали его Янка, а за силу его люди дали ему прозвище – Волат. Когда пришла его пора, Янка-Волат женился на хорошей девушке, построил дом на высоком холме и стал жить-поживать. Он по-прежнему помогал людям, был ко всем добр и безотказен. Люди любили Янку и тоже чем могли помогали ему. Но через некоторое время молодая жена Янки-Волата заболела и, не дожив до годовщины свадьбы, умерла. Почернел Янка от горя, потерял интерес к жизни. Продал свой дом, скотину. Люди, чтобы поддержать его в горе, стали чаще звать его к себе, якобы для того, чтобы он помогал им. Но ненадолго Янка пережил свою супругу и вскоре тоже умер. Через некоторое время люди заметили, что травы, собранные на холме, где раньше жил Янка, помогали от разных болезней, и, вообще, место это было каким-то счастливым, удачным. А когда кто-то спрашивал людей с этой местности откуда они, все отвечали, что живут они там, где раньше “Волат жил”. Сочетание этих слов со временем трансформировалось и получилось название города – ВОЛОЖИН.

Во второй половине XV в. Воложин принадлежал семейству Монвидов, первых воевод Виленских; затем перешел к Гаштольдам. В 1542 г. Станислав Гаштольд, воевода Троцкий и Новогрудский, муж Варвары Радзивилл, умер бездетным. Воложин перешел во владение короля Сигизмунда Старого.

Воложин кочует из рук в руки: то ВКЛ, то Российская Империя, потом Польша, потом СССР... Опять же, евреи, гетто, множество еврейских древних кладбищ...


На въезде в Воложин установлен памятник в честь освобождения от немецко-фашистских захватчиков

В центре Воложина - просто изумительная табличка.

И где я?

Но вернемся в начало 19 века. Встречаем Тышкевичей! В это время здесь строятся комплекс дворцовых корпусов Тышкевича с парком, костёл с брамой-звонницей, синагога, древняя церковь (1866), торговые ряды и др.

Еще в 1850 году на кладбище г.Воложина тщанием графа Тышкевича была построена каменная часовня, относящаяся к расположенному в то время в городе бернардинскому монастырю. После того, как костел был обращен в православную церковь, богослужений в часовне не совершалось.
В 1885 году она была передана православному Свято-Иосифовскому приходу. Через год на пожертвования прихожан в часовне был устроен иконостас и заменена крыша. И 20 октября 1886 года наместник Виленского Свято-Духова монастыря архимандрит Варсонофий освятил отстроенную часовню в честь Преображения Господня. В последующем она была известна как Спасо-Преображенская Воложинско-Капустинская кладбищенская часовня.
Долгие десятилетия в течение ХХ века храм постепенно разрушался, на месте крыши его росли деревья. В середине 90-х годов ХХ века при поддержке городских властей храм был оштукатурен снаружи и внутри и накрыт кровлей. 19 сентября 2008 года Митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил чин освящения Спасо-Преображенского храма.

Костёл Святого Иосифа был возведён в 1816 году на месте прежнего деревянного костёла, построенного в XVII в. при монастыре бернардинцев и пострадавшего во время пожара.

Новое каменное задание отличалось строгими классическими формами и богатым убранством. В его нишах некогда были установлены величественные скульптуры евангелистов. Под хорами располагалась семейная усыпальница Тышкевичей, где был похоронен и основатель храма И. Тышкевич. В 1864 г. костёл был закрыт российскими царскими властями и переосвящён в православную церковь. В 1921 году, после того как Воложин вошёл в состав Польши, храм вернули католикам. После Второй мировой войны церковь закрыли по приказу советских властей. В здании находилось производственное помещение, размещались склады. Лишь недавно, в конце XX в., храм был возвращён верующим католикам.

Место построения дворцово-паркового ансамбля, который должен был стать резиденцией Иосифа Тышкевича, было выбрано не случайно. Именно на этом месте раньше располагалось средневековое замчище.
Вероятно, силы могущественные сконцентрированы на этом месте. Поэтому сейчас во дворце квартируется военная часть с милицией, экспертизой и прочими важными государственными управлениями.

И вот еще один корпус бывшей усадьбы:

В нем сейчас райисполком.

Церковь Святых Константина и Елены в Воложине строилась более десяти лет (1856-1866 гг.)
Освящён новый храм был епископом Александром Ковенским 18 июля 1866 года в честь Святых Константина и Елены. Интересно, что за день до этого состоялось переосвящение другого храма - костёла Святого Иосифа, который в 1864 году забрали у католиков, о нем рассказывалось выше.

В 1875 году при церкви Святых Константина и Елены существовала богадельня. Жило в этом заведении четыре человека, которые содержались на пожертвования прихожан. В 1876 году в церкви был произведен капитальный ремонт, а в 1883 году в помещении церковной богадельни была открыта церковно-приходская школа.

Первая мировая война не прошла Воложин стороной. Так, в результате пожара, возникшего в ходе боевых действий 1918 года, дотла сгорела "матерь Воложинских церквей" - церковь Святого Параскевы. Однако церковь Святых Константина и Елены, которая во время военных действий не получила абсолютно никаких повреждений, по-прежнему была открыта для прихожан. Церковь Святых Константина и Елены в Воложине и во время Второй мировой войны не пострадала.

Но самой редкой архитектурно-культурной реликвией является иешива.
На территории Восточной Европы это было первое высшее духовное училище, занимающееся подготовкой раввинов. Ее называли «Эм Ха-Ешивот», что в переводе с иврита означает «мать иешив».
Иешива – это иудейское высшее религиозное заведение, предназначенное для изучения Талмуда и подготовке учёных к званию раввинов. Иешива – это центр иудейской мысли и место воспитания духовной элиты еврейства. Иешива в Воложине возникла по инициативе Илии-гаона (раввин, один из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства, основатель литовского направления в иудаизме). Преподавать в иешиве должен был его лучший ученик – Хаим Воложинский (уроженец этих мест). Так Воложину суждено было стать центром, куда на протяжении столетия направлялись еврейские юноши для расширения своих знаний.
Работа по открытию иешивы началась в 1803 году, а занятия здесь официально начались только через три года - в 1806 году. Под руководством раввина Хаима в училище сначала обучалось около десятка юношей. Однако слава об учебном заведении стремительно распространялась и вскоре сюда начала съезжаться молодежь из разных уголков мира. За время своего длительного существования иешива по разным причинам закрывалась три раза, но всегда снова возобновляла свою деятельность, продолжала развиваться. Школа вмещала в своих стенах до 400, а иногда и больше слушателей.

Иешива в Воложине была известна своими строгими правилами. Сюда принимали только тех, кто проявлял особые способности в понимании Талмуда. Слушатели иешивы находились на полном материальном обеспечении. Каждый ученик должен был участвовать в коллективной утренней молитве, которая начиналась в 8 часов. Затем наступало время завтрака. Время от 10 до 13 часов отдавалось изучению Талмуда. После часового обеда опять наступало время молитвы, а затем до 20 часов продолжались занятия. После вечерней молитвы и ужина часть учеников занималась вплоть до полуночи, остальные отдыхали до трех часов ночи, после чего снова начиналась учеба. Кроме официальных занятий, обитатели иешивы в обязательном порядке занимались самообразованием.

Официально иешива в Воложине была закрыта в 1896 году, так как царское правительство потребовало введения русского языка в программу преподавания, изучения светских предметов и ограничения учёбы до 10 часов. Однако фактически училище продолжало свою деятельность вплоть до 1939 года. Глава иешивы вместе с последними 60 учениками были расстреляны фашистами в 1941 году недалеко от города. Сохранившееся здание в настоящее время передано еврейской общине.

Вот и Воложин стал нам чуточку ближе.

А дорога дальше сквозь леса и поля зовет