Эволюция автомобильных систем мультимедиа

18.01.2018

Прошлое

Примерно 20 лет назад появились первые автомобильные навигационные системы в их современном понимании (да, мы знаем, что первый прообраз навигации был у Honda и еще в 1981 году). Подчас навигация из «середины 90-х» являла собой одноцветный графический пиксельный дисплей, который рисовал стрелку в стиле «вам направо через 300 м»: никакой цветной карты, прорисовки маршрута, детализации. Но прогресс не остановить – уже в конце 90-х навигация обрела привычную форму: аккуратная карта на большом цветном дисплее.

Тогда возникла идея объединения всех составляющих мультимедиа в единый комплекс: радио, CD/DVD-проигрыватель, телефон и гарнитура, навигация, позже добавились камеры заднего вида и/или кругового обзора. Также, в зависимости от системы, она могла отвечать за частичный или полный контроль климата.

Примером подобного подхода могут быть популярные «топовые» модели конца 90-х и начала 2000-х годов. В данном случае представлен салон первого Infiniti FX – машины «не бедной», но и отнюдь не максимальной для своего времени.

Просто постарайтесь сосчитать количество кнопок. Уверен, что счет пойдет на десятки…

Одной из вершин развития подобных систем того времени можно назвать систему Command в премиум-седане Mercedes S W220. Эта система включала в себя крупный цветной дисплей, кнопки выбора режимов его работы (TV, навигация, аудио, телефон), центральный джойстик управления, «телефонную клавиатуру». Здесь важен факт использования многозадачного управления: т.е. от подхода «одна кнопка – одна функция» мы переходим к подходу «единого управляющего элемента» (как компьютерная мышка), который меняет свою функцию в зависимости от текущего режима работы системы.

Центральная консоль: система Command – одна из первых целенаправленных попыток объединить все дополнительные функции воедино

Настоящее

Настоящее наступило вместе с дебютом BMW 7 E65, и имя «настоящего» было iDrive. Это система, которая завязала все вспомогательные функции на единый дисплей и единую шайбу управления. Причем количество этих функций было, пожалуй, побольше, чем в упомянутом выше S-классе W220, а вот количество клавиш было на порядок меньше. Клиенты испугались непривычного управления, долго привыкали к iDrive, для традиционалистов оставили часть органов управления климатической системы и пару кнопок аудиосистемы. Но все равно iDrive совершила революцию.

Чистота передней панели при максимуме дополнительных функций и настроек – вот, что сделала система iDrive

Именно после появления iDrive каждый премиальный, а потом и массовый авто-производитель старался создать свой вариант подобной системы. У автомобилей Audi – это система MMI, у Lexux – Remote Touch, у Mercedes – дальнейшее развитие Command с использованием шайбы, похожей на iDrive. Каждая из систем не стоит на месте, а двигается вперед и развивается, некоторые насчитывают уже 2-3-е поколение: появляется сенсорная панель для начертания букв (удобно при вводе адреса в навигатор), существуют системы с голосовым управлением (к примеру, Linguatronic от Mercedes, SYNC от Ford). Да и сама родоначальница iDrive обрела дополнительные кнопки для доступа к часто-испльзуемым функциям, позаимствовав эту идею у системы MMI от Audi.

И вся фишка в том, что системы мультимедиа также опускаются вниз по автомобильным классам, как и прочие другие системы в автомобильном мире («ксенон», подушки безопасности, ABS и ESP). Сегодня идея связать все дополнительные функции в едином блоке и в едином центре управления уже пришла в средние, и даже нижние классы автомобильной иерархии. Причем количество функций, завязанных на этих системах, порой не уступает количеству функций в люкс-седанах 10-летней давности. Для примера, рассмотрим Citroen C4 Picasso, который был у нас на тесте.

Здесь на едином дисплее собраны: магнитола и радио; навигация; телефон и гарнитура; климат-контроль; бортовой компьютер, вспомогательные системы, настойка автомобиля. Пойдем чуть глубже. В магнитоле и радио у нас есть кнопки смены трека, память радиостанций, кнопка выбора источника сигнала. В навигации есть полноформатная клавиатура для ввода адреса и несколько кнопок управления картой. В гарнитуре есть «телефонная клавиатура», адресная книга, и пр. В «климате» есть выбор температуры, интенсивности и направления обдува, рециркуляции, и т.д. А теперь рассмотрим вспомогательные функции и настройки автомобиля – здесь собрано следующее: включение/отключение системы мониторинга слепых зон зеркал; включение/отключения парктроника; включение системы помощи при парковке (при наличии); настройка высоты подъема задней двери электроприводом (при наличии); включение камер кругового обзора (при наличии); настройка складывания зеркал при закрытии автомобиля; настройка опускания зеркал при включении заднего хода; введение в память скорости круиз-контроля; включение/отключение заднего дворника при движении задним ходом. И это далеко не все – представьте, сколько нужно традиционных кнопок, регуляторов, переключателей! Причем мы сейчас говорим просто о добротном современном минивэне среднего класса, даже не премиум, где нет настроек параметров шасси или интенсивность вентиляции кресел.

Будущее

Будущее берет начало в прошлом. Причем в данном случае – в очень глубоком прошлом. Автомобильные системы мультимедиа отстают от рынка смартфонов и планшетов лет на 5-10. Возьмем, к примеру, уже знакомую Acura MDX…

Здесь достойная техника (мотор, привод, радарный круиз) соседствует с откровенно устаревшей системой мультимедиа: слабая графика и разрешение, дублирование управления на сенсорном дисплее и кнопках. Причем «железо» этой системы не подкачало – есть и круговой обзор, и продвинутая аудиосистема, и коррекция климата по положению солнца. Проблема именно в «софте»: в слабой картинке и не слишком непродуманном управлении.

Но флагманские смартфоны обновляются каждый год, почему нельзя обновить систему мультимедиа в автомобиле? Во-первых, потому, что это не первоочередная задача. Первоочередная задача для производителя автомобиля – это безопасность, мощность, нормы токсичности, управляемость и комфорт… Словом, очень много проблем и вопросов, которые нужно решать при плановых обновлениях модели. И мультимедиа здесь далеко не в первой строке. Во-вторых, потому, что электроника – это не профильное направление авто-производителя. Обычно выбирается готовое решение от «электронной компании», подписывается контракт на пару лет, и вперед, на конвейер.

Сегодня, осознавая, что рынок электроники шагнул далеко вперед, производители автомобилей пытаются его не просто догнать, а догнать в один миг. Так и появляются разработки от Apple и Google для автомобилей, которые будут тесно связаны с родственными ОС. Кстати, Microsoft здесь тоже присутствует: компания принимала участие в разработке уже упоминавшейся системы SYNC для Ford. Но, похоже, что будущее именно за парой iOS+Android и смартфонами, построенными на данных ОС. Косвенно на это указывает и появление новых технологий, позволяющих дублировать данные с дисплея смартфона на дисплей в салоне автомобиля. Гениальная задумка! Теперь весь «мир», к которому привык пользователь смартфона, оказывается на дисплее автомобиля: аналогичная логика управления, аналогичные функции и приложения, аналогичный вид карты навигации, аналогичные песни и любимые плей-листы. При этом никаких претензий или лицензионных платежей от самого авто-производителя!

Но это подход для «обычных» автомобилей. А для автомобилей класса «премиум», похоже, все будет несколько иначе. Во-первых, потому, что продвинутая система мультимедиа может статьи еще одной отличительной особенностью для каждого производителя: своя графика, свои органы управления, свои возможности настройки и т.д. Во-вторых, потому, что премиум-марки часто предлагают такие функции, которые обычно не востребованы.

Это салон нового Mercedes S W222, в данном случае – настройки типа и интенсивности массажа. Как подобное реализовать через кнопки?

Что мы имеем в итоге?

Во-первых, мы имеем постепенное увеличение количества вспомогательных функций в автомобилях среднего и даже компактного класса, что требует изменения привычного управления «одна кнопка – одна функция» на управление многофункциональным органом. Иначе с ростом количества функций передняя панель будет просто усыпана кнопками.

Во-вторых, этим органом может выступать либо дисплей + джойстик, либо сенсорный дисплей, на которой прорисовываются нужные, в данный момент, кнопки. Уже сейчас понятной, что авто-производители выбрали второй путь: так проще, технологичнее, привычнее для современных пользователей. Скорее всего, что в ближайшие 5 лет мы увидим засилье систем, построенных на ОС Android или iOS, что пользователям только в плюс: максимальная интеграция со смартфоном, привычная логика, возможно тесная интеграция с приложениями под эти ОС. Размер дисплея также будет расти – уже доказано Tesla S и новым Volvo XC90.

Третье – премиум-марки будут и дальше развивать собственные системы, как один из элементов самоидентификации: графика и логика управления (внешний вид и управляющие элементы), настройки специфических функций (шасси, выхлопная система, отзывчивость мотора и руля, массаж и вентиляция кресел, и пр.).