Тест-драйв гибридного автомобиля Lexus RX450h F Sport

18.01.2018

Пока электромобили только начинают свою борьбу за лидерство в будущем автопрома, реальность всё ещё заставляет нас заливать в баки драгоценное топливо. Компания Toyota в своё время верно определила, что будущее действительно за электромобилями, но вот наступит оно ещё не скоро. Так на свет родилась гибридная технология, которая должна была объединить в себе преимущества бензиновых и электро двигателей. Одним из самых ярких представителей семейства «гибридов» является премиум–кроссовер Lexus RX450h F Sport. Давайте посмотрим, что технологичного может предложить этот автомобиль, и насколько хорош гибрид в украинских реалиях.

К нам на тест–драйв попало уже третье поколение кроссовера Lexus RX450h. Впервые автомобиль появился в модельном ряду Lexus пять лет назад, и самое крупное обновление, коснувшееся как внешности, так и технических характеристик, он получил в 2012 году.

Тестовый Lexus RX450h оснащается 3,5-литровым бензиновым и двумя электромоторами с общей мощностью 299 лошадиных сил, а также бесступенчатой гибридной трансмиссией. Настолько серьёзный агрегат необходим для довольно крупных габаритов Lexus RX450h, ведь его длина составляет 4770 мм, ширина 1885 мм, высота 1725 мм, а полная масса достигает 2700 кг. При этом, несмотря на массогабаритные характеристики, чтобы разогнаться от нуля до сотни RX450h тратит всего около 8 секунд.

И без того агрессивный вид Lexus RX450h дополняет комплектация F Sport. От стандартной она отличается: изменённой решёткой радиатора и передним бампером, кожаным рулевым колесом F Sport, черным и серым пластиком в салоне (вместо дерева в обычном RX), красной или чёрной кожаной обивкой сидений, черной обивкой потолка, перфорированными педалями газа и тормоза, 19-дюймовыми тонированными легкосплавными дисками, а также подвеской с демпферами поперечных колебаний.

И если основная масса комплекта F Sport носит скорее декоративный характер, то немного изменённая подвеска непосредственно влияет на езду. Но об этом немного ниже.

Три двигателя лучше, чем один

3,5-литровый бензиновый 6-цилиндровый V-образный двигатель мощностью 249 лошадиных сил с максимальным крутящим моментом 317 Н·м в RX450h дополняется двумя электромоторами, которые расположены в передней и задней части автомобиля. Использование двух электромоторов в авто обусловлено полным приводом, и не является обязательным условием для гибридов.

Электромотор, который находится рядом с бензиновым двигателем, имеет максимальную мощность 123 кВт, а задний – 50 кВт. Вместе с бензиновым мотором они обеспечивают RX450h суммарноймощностью 299 лошадиных сил.

Высоковольтная герметичная никель-металл-гидридная аккумуляторная батарея в сборе расположена под вторым рядом сидений, её номинальное напряжение составляет 288 вольт.

Использование NiMH батарей вероятно, обусловлено их способностью работать с высокими токами разряда, которые могут превышать ёмкость батареи. Кроме этого, никель-металл-гидридная технология имеет более широкий диапазон рабочих температур. И хотя во время работы аккумулятор сильно нагревается, это абсолютно никак не ощущается ни водителем, ни пассажирами. Для охлаждения батарей в салоне под задними сидениями даже есть вентиляционные отверстия, напоминающие выходы климатической установки.

Срок жизни аккумуляторов в RX450h по сути ничем не ограничен, при условии своевременного обслуживания, гарантия на них установлена на 8 лет или 100 тыс км пробега. Если батарея выходит из строя, она меняется полностью.

Большим достижением инженеров Toyota в деле внедрения гибридных систем является отсутствие необходимости менять свои привычки и заботиться об электрической зарядке авто. По большому счёту, если бы не ряд особенностей, водитель мог бы и не заметить, что ездит на гибриде. Дело в том, что сама по себе система полностью автоматическая, она сама включает и выключает электромоторы.

Чтобы лучше понять принцип работы гибридного привода в Lexus RX450h, стоит посмотреть на его приборную панель.

Вместо привычного тахометра здесь находится немного другой прибор. Он не показывает обороты, а его циферблат разбит на три части: Charge (Зарядка), Eco (Эко–режим) и Power (Мощность). Собственно, здесь всё просто, во время движения автомобиля, когда стрелка «тахометра» падает в область Charge, начинается зарядка аккумуляторов RX450h. Это происходит каждый раз, когда водитель убирает ногу с педали газа или приотпускает её. При этом батареи также заряжаются во время торможения благодаря системе рекуперации.

Область Eco разбита на две зоны: нижняя (голубого цвета) указывает на работу электромотора, а верхняя (прерывистая) показывает, что к электроприводу присоединился бензиновый мотор. Во время движения Lexus RX450h, если стрелка попадает на нижнюю зону Eco, машина использует только электромотор. Это, как правило, происходит во время плавного старта автомобиля, а также при его замедлении, например, в пробках, когда водитель не может сильнее выжать педаль газа. В случае, когда стрелка прибора подпрыгивает в верхнюю зону Eco, в помощь электромотору включается бензиновый двигатель. Этот режим езды чаще задействуется на скоростях от 40 до 80 км/ч, и помогает экономить топливо. Ну а если хочется ехать, что называется «на все деньги», для этого есть область Power, при её достижение стрелкой «тахометра» автомобиль использует синергию электропривода и бензинового двигателя для обеспечения максимального ускорения. В итоге получается, что электродвигатели помогают разогнать Lexus RX450h, поддерживая бензиновый мотор, когда он начинает набирать обороты, а также включаются во время движения, когда это необходимо.

Что касается использования только электромотора, то в RX450h есть отдельная кнопка EV, которая позволяет полностью отключить бензиновый двигатель и ехать на электро. Проблема в том, что в таком режиме скорость автомобиля не может превышать 40 км/ч, как только стрелка спидометра пробивает это значение, подключается бензиновый двигатель. Кроме этого, запас хода на одной только электротяге довольно скромный, и составляет около 3 км в зависимости от условий движения и нагрузки на батарею. Так что сильно далеко на них не уедешь, но они для этого и не предназначены.

Драйв

Первое впечатление от Lexus RX450h F Sport, вероятно, всегда будет обманчивым. Этот крупный и тяжёлый автомобиль может показаться неповоротливым, но стоит сесть за руль, и всё это быстро развеивается, как утренний туман.

Гибридная система хорошо стартует, позволяя автомобилю оставлять позади большую часть участников дорожного движения. Первые минуты за рулём этого никак не ожидаешь, а особенно в виду того, что набор скорости никак не ощущается. При всём этом RX450h не сжигает много топлива, в условиях города расход составляет 9-10 литров/100 км, при активации экономичного режима 6-7 литров/100 км. Учитывая, что у 3,5-литровых моторов потребление топлива в городском трафике может достигать 16 л/100 км, то гибридный двигатель RX450h показывает неплохую экономию.

Гибридный привод в RX450h устроен так, что батарея никогда полностью не разряжается и не заряжается. Заряд постоянно балансирует в диапазоне примерно 20%-80% полной зарядки для обеспечения долговечности батареи.

Что касается рулевого управления, то от автомобиля с приставкой Sport ждёшь более острого руля, но в RX450h спортивная составляющая не главное. Здесь ставка сделана на комфорт, как и положено премум–кроссоверу. Поэтому управление в авто просто хорошее, без каких–либо изысков и тем более спортивности.

Использование в RX450h подвески с демпферами поперечных колебаний выражается в больше жёсткости. Автомобиль лучше держит повороты, но неровный киевский асфальт в нём при этом ощущается немного сильнее, чем ожидаешь.

Водительское сидение в RX450h имеет целый набор электронных настроек, водитель может менять в нём не только высоту, расстояние до руля, а также положение спинки, но и поясничную поддержку.

Отдельно стоит упомянуть работу ключа зажигания, который также блокирует двери автомобиля. На самом деле, никакого ключа для RX450h нет, есть электронное устройство, которое служит идентификатором. Если оно находится в салоне, то авто позволяет запустить двигатель нажатием кнопки Power.

Двери в RX450h также можно открыть без ключа, в ручки водительской и передней пассажирской двери встроены датчики, поэтому владельцу с ключом–идентификатором достаточно взяться за ручку, чтобы машина разблокировалась, не нажимая при этом никаких кнопок.

Использование гибрида в Украине мало чем отличается от обычного бензинового автомобиля. Гибридная батарея заряжается через рекуперацию энергии во время замедления и торможения, RX450h не нужно подзаряжать. В отечественных реалиях это снимает ряд вопросов с эксплуатацией авто.

Расположение цветного дисплея, который отображает информацию с бортового компьютера, мультимедийной и навигационной систем, в RX450h довольно непривычное. Он утоплен в переднюю панель и расположен так, чтобы на него можно было смотреть во время движения, не отвлекаясь от дороги.

Сенсорное управление в экране не предусмотрено, за работу с ним отвечает контроллер Remote Touch.

Этот джойстик выглядит устаревшим решением, но на практике это не так. Во–первых, как это ни странно, работать с ним действительно можно и со временем он даже становится удобным.

Во–вторых, Remote Touch реагирует на манипуляции пользователя в зависимости от интерфейса. Например, если это карта, то джойстик будет двигаться свободно, но если перейти в меню, он начнёт работать с инерцией, чтобы пользователь не промахивался при выборе.

Интерфейс бортового компьютера в Lexus RX450h F Sport выглядит не очень современно и работает не так быстро, как того хотелось бы. Но надо отдать должное, он полностью локализован, и пользователь может выбрать украинский или русский язык в настройках.

Основной экран системы настраивается, на нём может отображаться карта, радио или медиаплеер, а также данные климатической системы.

Основное меню представлено набором простых иконок с подписями, в нём нет ничего сложного.

Навигационная система в RX450h имеет стандартный набор функций, но используемые в ней карты плохо детализированы.

Мультимедийные возможности в авто представлены радио, проигрывателем CD-дисков, вход AUX, возможностью подключать по USB внешние накопители и iPhone/iPod. Кроме этого, передавать музыку, управлять воспроизведением и принимать звонки можно через Bluetooth.

Благодаря хорошей шумоизоляции и 15 динамикам Mark Levinson, звук в салоне RX450h просто отличный.

Самое же интересное в бортовом компьютере, это возможность в реальном времени мониторить расход топлива и запас энергии.

Тут даже есть режим отображения, который показывает, какой двигатель обеспечивает в данный момент движение автомобиля и как распределяется заряд батареи.

Основной дисплей бортового компьютера также используется для отображения видео с камеры заднего вида, которая автоматически включается во время переключения на реверс. Это очень удобно и гораздо информативней обычного парктроника.

Если говорить в целом, то в плане интерьера и технологий в салоне, RX450h как будто тяготит в сторону классики. Взять хотя бы странные электронные часы на передней панели. Этот подход имеет право на жизнь, но в салоне автомобиля с гибридным приводом хотелось бы видеть больше современной электроники.

Lexus RX450h F Sport является хорошим примером удачной реализации гибридной системы. Она не нуждается в подзарядке и проста в эксплуатации. Стоимость этого премиум–кроссовера составляет 1 170 360 грн. (без учета доплаты за цвет «металлик»), что никак не позволяет говорить о широкой доступности. Тем не менее, можно говорить о том, что технологии гибридного привода RX450h жизнеспособны и имеют большой потенциал. Пока что гибриды лучше показывают себя в премиум–сегменте, составляя конкуренцию дизельным агрегатам, но вполне вероятно, что в будущем эта технология может появиться и в более доступных авто.