4 февраля 1895. "Самарские ведомости"

10.02.2018

Самарские губернские ведомости

№ 10. Суббота 4-го февраля 1895 г.

Телеграммы Российского телеграфного агентства.

Чернигов, 28-го января. В память радостного дня Бракосочетания Их Императорских Величеств, городская дума постановила открыть в Чернигове богадельню для призрения на первое время пятнадцати престарелых и увечных своих граждан обоего пола.

Одесса, 28-го января. С ночи идет снег, при четырех градусах мороза.

Дельные мысли.

По поводу развивающегося свинства и распущенности среди деревенской молодежи некто С.П. высказывает в «Русском Слове» следующие дельные и не лишенные интереса мысли.

Причина этого печального явления в поколебавшихся, а нередко разрушившихся основах семейного союза. Власть и авторитет стариков-отцов поколеблена; с каждым годом колебание это увеличивается и – Бога весть, до чего доведет. Отчасти причины этого упадка семейного начала имеют характер, так сказать, стихийный, находясь в зависимости от обстоятельств, преимущественно экономических, но значительную долю вины в упадке семейного начала должны принять на себя и старшие.

Хотя в положении 1861 года и указано, кто должен составлять сельский сход (только домохозяева, т.е. отцы), хотя в письменных приговорах, которыми решались дела, обсуждавшиеся на сходках, и не значились имена детей, но в действительности дети пошли на сходку за отцами, сначала – из любопытства, потом стали говорить, а потом и «загалдели».

Крестьяне-отцы не поняли этого вовремя, не спохватились, и яд раздора был впущен. Всякому стороннему наблюдателю станет ясна ненормальность следующего положения. Дома, в семье, в хозяйстве сын подчинен отцу (и отцы твердо держались этого начала), а в общественном деле, на сходке сын равноправен с отцом. Nonsens!

Итак, вот когда было положено начало раздора между отцами и детьми в деревне. В этом, как сказали мы выше, виноваты и отцы, которые не поняли своевременно, что выпускают власть из рук, но виноваты и стоявшие у кормила крестьянского управления, начиная с мировых посредников.

Виновата в том же и сельская земская школа. Сельский учитель и учительница учили детей читать, писать и считать, но воспитательного влияния на учеников не имели. Теперешний учитель, обучая детей письму, пишет им каллиграфически на доске: «ученье – свет, а неученье – тьма». Пишет и не подумает пойти вперед слабой детской мысли и объяснить ребенку, что эта поговорка не дает ему права считать себя «светом», а своего неграмотного старика-отца «тьмою». Он не скажет детям, что свет ученья состоит не в одной грамотности, но и в опыте, в честно прожитой, трудовой жизни, не скажет, что когда мальчик выйдет из школы со «свидетельством», то это вовсе не значит, что он стал умнее отца своего.

Вот под какими разнообразными влияниями поколебалась в деревне (да и не только в деревне) власть родительская и детей привела к распущенности и пьянству. Вот одна из важных задач для вновь учрежденных попечительств о народной трезвости – обратить внимание на это серьезное и печальное явление и прийти ему на помощь.

Пожертвовать на развитие канала