Бросок над дюнами: из хроники обживания Марса

PIA24496: Ingenuity's Test Flight Activities (Illustration) https://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA24496
PIA24496: Ingenuity's Test Flight Activities (Illustration) https://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA24496
PIA24496: Ingenuity's Test Flight Activities (Illustration) https://photojournal.jpl.nasa.gov/catalog/PIA24496

Умные машины – пионеры по освоению Марса. Они изучают поверхность и покоряют воздушное пространство, собирая информацию для своих создателей людей и приближая тот день, когда нога человека ступит на дюны Красной планеты.


5 июля с.г. завершился девятый полет
Ingenuity. Вертолет совершил 625-метровый бросок над непроходимыми дюнами. После этого он успешно приземлился на ровной площадке.

Преодоление каменистого района по воздуху заняло 166.4 сек. со скоростью 5 м/сек. Тем самым дрон установил три новых личных рекорда – дальности, скорости, времени полета – и впервые выполнил функцию воздушного разведчика.

Вертолет Ingenuity работает в тандеме с планетоходом Perseverance. 5 июля напарники приблизились к району со сложным рельефом. Ровер приготовился объезжать эту область. Дрон получил с Земли команду не следовать за планетоходом, как обычно, а лететь вперед.

Серьезное испытание для системы навигации

Ingenuity впервые должен был ориентироваться на местности самостоятельно. Сложность заключается в том, что его бортовой алгоритм умеет обрабатывать только горизонтальные плоскости. Он не способен не только огибать выступы, но и хотя бы «видеть» их.

Поэтому был риск допустить ошибку при распознавании поверхности. Компьютер мог установить плоскость не по вершинам препятствий, как это должно быть для безопасного полета, а на уровне подножий «гор». В этом случае вертолет бы разбился.

Чтобы снизить риски, летательному аппарату дали команду подняться выше обычного уровня.

Добротность связи

Система обмена сигналами позволяет геликоптеру поддерживать связь с марсоходом на расстоянии прямой видимости. Опасный перелет над дюнами стал серьезной проверкой связи. Ранее Ingenuity не отдалялся от ровера и поднимался в воздух только над ровными поверхностями. Если летальный аппарат сломается, его легко найдет напарник и передаст информацию на Землю.

Сбой при перелете над непроходимой местностью привел бы к потере вертолета и его свежих данных. Марсоход не сможет преодолеть сложный рельеф и подойти к дрону. Поэтому специалисты НАСА назвали полет очень «нервным».

К счастью, все закончилось благополучно. Вертолет стабильно сохранял связь с планетоходом, и они уже встретились в назначенной точке, чтобы продолжать совместные исследования.

------------

Как видим, уже первое поколение марсианских вертолетов проявляет себя вполне достойно для перспективных задач обживания Марса. Такие летательные аппараты вполне будут пригодны и, например, для задач прокладки трасс струнного транспорта на Красной планете.
Весьма скоро понадобятся сотни операторов для обслуживания флотилии подобных вертолетов на Марсе. Часть планетонавтов (членов
Семейных экипажей) и может работать в качестве таких операторов, пройдя в ближайшее время необходимую переподготовку в партнерских компаниях.


Первоисточники:
https://ria.ru/20210705/vertolet-1740018192.html
https://twitter.com/nasajpl
https://www.gazeta.ru/science/2021/07/06_a_13704410.shtml

(CC) InoCont. 2021