Скрытые смыслы в фильме "Мама!"

08.01.2018

Осторожно! Спойлеры!!!

Мама! — невероятно артхаусный фильм с миллионами подтекстов, снятый прославленным любителем наворотить непонятных образов в свой фильм Дарреном Аронофски.

*Если хотите прочитать пересказ сюжета, загляните в конец статьи.

Этот фильм не пытается рассказать историю, скорее это набор отсылок и образов, которые каждый может трактовать по-разному. Ниже я приведу несколько наиболее правдоподобных трактовок.

1)Прямолинейно

В целом можно никак не пытаться трактовать события, а посчитать это историей – какой-никакой сюжет в картине есть, правда тогда сложно осознать, какой логикой руководствуются персонажи ленты под конец фильма. Чем больше времени проходит, тем меньше события поддаются хоть какой-то логике. До конца воспринимать фильм прямолинейно довольно трудно из-за обилия отсылок и из-за того, что к концу события происходят не потому что логично следуют из предыдущих, а потому что надо показать еще образов.

2)Библейские отсылки

Достаточно явно прослеживаются библейские сюжеты в фильме. Поэт предстаёт перед зрителем воплощением Бога, а его жена – матерью природой. Дом — Эдем, а герои Эда Харриса и Мишель Пфайффер — Адам и Ева. Они разбивают кристалл (срывают запретное яблоко), чем приводят в бешенство местного Бога. Так же у них есть двое сыновей, один из которых убивает второго (Каин и Авель), а сына Бога разрывают и съедают люди, после чего бог их прощает. Это очень похоже на отсылку к таинству причастия — люди съедают плоть и кровь сына божьего, после чего Господь их прощает. Однако в эту теорию не вписывается жёлтый порошок, который героиня Дженнифер Лоуренс периодически употребляет. Так же есть кадр в фильме, когда жена поэта видит его разорванную фотографию, на которой он скорее похож на Сатану, чем на Бога.

3)Творец и муза

Более интересная на мой взгляд трактовка. Муза помогает поэту создать нечто невероятное, что заставляет фанатов преодолевать огромные расстояния, чтобы добраться до своего кумира. Потом он купается в лучах славы, по сути не обращая внимания на то как это отражается на состоянии его жены. Как говорит сама героиня Дженнифер Лоуренс в фильме, муж любит не её, а её любовь к нему. Это светлое чувство и придаёт творческих сил для написания очередного шедевра. Однако ему не особо интересны чувства музы, номинально он выражает свои чувства и переживания за неё, но когда в дом приходят незнакомцы, с ними он поддерживает гораздо более оживленную беседу, чем с женой. На протяжении всей второй половины фильма фанаты разрушали дом, который героиня Дженнифер Лоуренс пыталась восстановить после пожара, а поэт всё просит её простить гостей. Она настолько сильно его любит, что всегда идёт на уступки. Впоследствии они совместно создают продукт настоящего творчества (ребёнка), который толпа фанатиков не глядя буквально сожрала, зверски разорвав. Это приводит к тому, что муза не выдерживает такого отношения к ней и её труду и сжигает всё.

В такой трактовке сюжет похож на то как тщеславный автор наконец начинает купаться в лучах славы, но гордыня приводит его к краху. Потом он находит себе новую музу, которая будет любить его и вдохновлять на создание новых шедевров. Самому творцу не интересно, кто именно будет его любить, поэтому в следующем цикле муза другая.

Сюда так же не вписывается жёлтый порошок и разорванная фотография с поэтом в образе Сатаны.

4)Экология

Тут поэт выступает в роли Сатаны, что показывается в вышеупомянутом кадре, он тщеславен, грешен и жаждет внимания людей. Дженнифер Лоуренс вместе с домом (у которого, как показывается несколько раз, есть сердце) играют Мать-природу, которую нахлынувшие люди довольно успешно пытались угробить после поминок. По ходу фильма огромное сердце показывается зрителю, и с каждым разом оно все больше усыхает и все слабее бьётся. Под конец оно и вовсе замирает, после чего жена поэта сжигает дом — это цикличные природные катаклизмы, которые время от времени прочищают планету, как это было с динозаврами, и возможно будет с людьми.

Фильм артхаусный, поэтому верной трактовки скорее всего нет и быть не может. Если вы нашли что-то ещё, жду ваших комментариев в группе вконтакте.

Лайк-подписка

Больше контента в группе вк и телеграм-канале

Больше донатов = больше обзоров, больше контента.

Сюжет

*Мне не удастся привести ни одного имени, так как в фильме герои никак не представляются.Фильм начинается со сцены с горящей девушкой, потом главный герой — писатель, которого играет Хавьер Бардем, ставит какой-то кристалл на подставку. Дженнифер Лоуренс просыпается в кровати и не обнаруживает рядом своего мужа — писателя, упомянутого ранее. Она обыскивает дом, находит мужа и идет штукатурить стену, а писатель предпочитает в это время предаваться творческим мукам. По пути мы узнаем, что жена восстанавливает дом после давнего пожара, а герой Бардема уже давно находится в творческом кризисе. Героиня Дженнифер Лоуренс прислушивается к стене и слышит сердцебиение в глубине дома, а нам показывают сердце, которое она слышит. Внезапно дом посещает некий доктор, которого играет Эд Харрис, писатель этому очень рад, так как гость рассказывает множество удивительных историй, которые могли бы лечь в основу нового шедевра. Далее в дом приходит и жена доктора (Мишель Пфайффер) – крайне бесцеремонная, судя по поведению в разговорах с хозяйкой, женщина. Она говорит главной героине, что той пора рожать ребенка. Впоследствии, когда хозяйка захочет выгнать парочку, так как та ведет себя крайне раскованно для гостей, жена доктора крайне нагло ей откажет. Доктор проводит для своей жены экскурсию по дому, который уже изучил и показывает кристалл, фигурировавший в начале фильма. Парочка случайно разбивает драгоценность, что невероятно злит хозяина дома. Затем компания пополняется сыновьями вышеупомянутой парочки. Отпрыски не могут поделить наследство, из-за чего один из них пришел к отцу с претензией. Завязалась потасовка, в ходе которой один из сыновей был убит. Дом заполняется скорбящими родственниками и друзьями убиенного, однако траур продолжается недолго. После непродолжительного траура они начинают веселиться, пьянствовать, совокупляться и разрушать дом. Поэт почему-то это всё терпит, однако его жена не выдерживает и пытается прогнать беснующуюся толпу. После всей этой вакханалии поэт выходит из творческого кризиса и начинает писать новый шедевр, а его жена беременеет. Написанное произведение так нравится народу, что к дому поэта приходят толпы фанатов в надежде прикоснуться к творцу, они разворовывают вещи из дома на сувениры, что крайне не по душе жене поэта. Далее зритель теряет нить повествования, так как на экране начинают происходить крайне сумбурные действия. Там практически разворачиваются боевые действия, не понятно ровным счетом ничего. Поэт с женой запираются наверху, где они становятся родителями. Поэт хочет показать народу дитя, но мать его не отдает, так как боится за его жизнь и здоровье. В конце концов героиня Дженнифер Лоуренс не выдерживает и засыпает, чем пользуется её муж. Он выносит в народ своего сына и пускает его по рукам. В конце концов происходит довольно шокирующая сцена убийства и последующего коллективного съедения младенца. Поэт прощает своих фанатов, к чему призывает и свою жену, но та вполне обоснованно отказывается, идет в подвал к резервуару с топливом и сжигает весь дом. Потом происходит довольно странный диалог о любви между обгоревшим телом жены и поэтом, поэт достаёт из сердца догоревшей жены новый кристалл, ставит его на подставку, и все возвращается к началу фильма, только с другой женщиной.*На протяжении всего фильма героиня Дженнифер Лоуренс принимает какое-то желтое вещество, когда испытывает сильный стресс.