"ГОГОЛЬ. НАЧАЛО": СЕРИЙНЫЙ УБИЙЦА, ПРИЗРАК ОКСАНЫ И ДРУГИЕ ПРЕВРАТНОСТИ РАБОТЫ В СУДЕБНОЙ КАНЦЕЛЯРИИ

08.01.2018

Меня всегда поражало, до какой степени наши современные русские режиссеры и сценаристы могут испоганить великую классику своей пошловатой и приземлённой трактовкой. Бывает, решаешься ради интереса посмотреть на такую жалкую попытку переосмыслить великое/великих нашей страны (тот же "Пушкин", 2016), и сразу хочется плюнуть в лицо тем, кто придумал такую чепухню — нет в таких экспериментах "ни ума, ни фантазии". Благо, бывают и удачные проекты, и радоваться хочется, что не все творцы успели деградировать под гнетом современных бессмысленных трендов.

Давеча с удовольствием посмотрела первый фильм трилогии "Гоголь. Начало" — умело построенный и идейно обрамленный детектив с элементами легкого психического триллера и щепоткой мрачного юмора, в современности которого вряд ли можно усомниться. Канвой для создания детективного сюжета режиссеру Егору Баранову послужили произведения из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки" Николая Васильевича Гоголя. 

Собрав самых ярких героев всех рассказов, добавив несколько новых (Темный Всадник, Данишевские, Гуро и проч.), вставив их во вполне обычный, но отнюдь незаурядный детективный сюжет, приправленный ложечкой мистики, режиссер получил достаточно смотрибельный и легко воспринимаемый продукт, который абсолютно не противоречит духу и характеру произведений Гоголя, выглядит вполне уместным для нашего ТВ-контента, а главное, не опошляет и не приземляет великого русского классика.

Первый персонаж, с которого хочется начать (да простит меня Гоголь), — Яков Петрович Гуро в исполнении несравненного, харизматичного и просто обожаемого Олега Меньшикова. Помню, он завоевал моё сердце еще в фильме "Статский советник" (опять таки в роли следователя), создав самый удачный образ Эраста Фандорина за всю фильмографию, снятую по Акунину. С тех самых пор все фильмы с участием Меньшикова для меня стали "must see". Ещё один интересный момент: Меньшиков-Гуро и Петров-Гоголь уже снимались вместе и тоже в главных ролях в фильме Бондарчука "Притяжение". Так вот, в коже знаменитого Питерского сыщика, притягивающего внимание лишь одним взглядом своих каре-черных, глубоких как зияющие дыры, немного потусторонних глаз, создает главную интригу и перетягивает внимание всей женской половины с молодого писателя на себя.

 Уверенный профессионал, мужественный исследователь и скрупулезный наблюдатель, он мне чем-то напомнил молодого Ливанова из советского "Шерлока Холмса" — те же тонкие черты лица, проницательность, напористость, гибкий ум, элегантность манер и одежды (у Холмса, правда, не было кроваво-красного плаща) и изысканная трость. Он эффективно и тонко направляет главного героя по цепочке его видений, дает подсказки, а в конце первой части вступает в смертельную схватку с главным противником и преступником (ну прям как всё в том же фильме Масленникова). Загадочное появление, загадочное исчезновение — феномен Гуро зрителю ещё предстоит раскрыть в следующих фильмах, поскольку, как становится известно в последние мгновения, Яков Петрович выжил после боя в пылающей избе и не собирается сдаваться в лапы убийце.

Что можно сказать о молодом Гоголе в этой киноленте кроме того, что уже и так известно из его биографии? Несостоявшийся в начале своего литературного стремления писатель (романтическая идиллия "Ганц Кюхельгартен", раскритикованная в пух и прах) поступает на службу в  III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии в Санкт-Петербурге в должности судебного писаря. Работа не для слабонервных, коим оказывается Гоголь — обмороки, припадки, видения с трупами и призраками — так и непонятно, почему настолько психически неустойчивый человек пошел глазеть на трупы и внутренности. Иногда, то, что сидит глубоко в душе и подсознании человека, является недоступным для понимания и осмысливания тех или иных наших поступков и желаний, это пугает и притягивает нас одновременно. Страшные видения раскрывают главному герою его тайные замыслы и способности, его связь с темным, потусторонним миром. 

И вот, пытаясь видимо как-то сладить с собственной психикой и попрактиковаться в своем деле, Гоголь увязывается с Гуро на Полтавщину, в село Диканька, на поиски серийного убийцы молодых девушек. Умение подмечать мелкие детали и обладание даром видеть сквозь время, пускай и в такой извращенной манере, помогают нашим героям найти несколько зацепок. Однако для того, чтобы выйти на след самого убийцы и совладать со своей темной стороной, Гоголь должен избавиться от своей любви к знатной полячке, которая является серьезной преградой в следственном процессе. Надеемся, ему это удастся.

И, наконец, третья группа персонажей —  серийный убийца (он же Темный Всадник), его надежный пособник — ведьма, местный следователь Бинх, патологоанатом Бомгарт, призрак Оксаны, Вакула, Хома Брут, Данишевские и другие жители поселения. Отдельно, пожалуй,  можно выделить польських шляхтичей, непонятно как и зачем оказавшихся в этой глуши и их странные взаимоотношения как брата и сестры. Явно видно странное доминирование брата, даже может быть запугивание и угроза, что наталкивает на мысль его причастности к происходящим убийствам, однако не доказывает этого.

Группа встречающих гостей во главе с Бинхом
Группа встречающих гостей во главе с Бинхом
Данишевский-брат
Данишевский-брат
Елизавета Данишевская, пассия Гоголя
Елизавета Данишевская, пассия Гоголя

Загадочный Темный Всадник чем-то смахивает на назгулов из "Властелина Колец" — скрытая плащом человеческая (или нечеловеческая) фигура, грозный конь в железной сбруе, меч и опять-таки нелюбовь к воде. Образ убийцы кажется мне более эпическим, нежели реалистичным и наводящим ужас. 

А скрытность и приношение в жертву делу своих слуг, через которых он привык действовать, показывает на глубокие внутренние страхи и обиды этого существа. которое попросту мстит за них.

Все реальные прототипы героев Гоголевских "Вечеров на хуторе" в фильме не имеют ничего общего с теми добрыми людьми, которых мы все видели в советских экранизациях произведений. 

Убитая Оксана
Убитая Оксана
Доктор-патологоанатом Бомгарт
Доктор-патологоанатом Бомгарт
Жертвы Темного Всадника
Жертвы Темного Всадника

Не стоит рассуждать о том, в чьей трактовке эти люди изображены правильно, а в чьей — нет. При всём уважении, никому ещё не удалось постичь настоящего Гоголя с его то неординарными и мистическими триллерами, то юморными и пикантными зарисовками ("Ревизор", "Игроки" и т.д.); иногда сам писатель не понимал как и откуда в его голове, а потом и на бумаге, появляются такие странные сюжеты. Так не лучше ли перестать копаться в тайных смыслах чужих судеб, а просто наслаждаться оригинальной и эффектной трактовкой любимого писателя? Тем более, что продолжения сии увлекательной истории осталось ждать не так уж долго — всего-то до апреля следующего года)

У меня всё.