(Из истории бронетанковой техники , отрывок из книги ВНИИтрансмаш—страницы истории. Под ред. Э.К. Потемкина, Санкт-Петербург, 1999 г. )
Взводные экраны. В 50-е годы с развитием кумулятивных средств поражения (КСП) защита от них бортовых проекций танков с приемлемыми затратами массы становится нереальной.
Взводные экраны, разработанные под руководством Ю.Е. Кляшторного, позволили защитить бортовые проекции танка Т-64 от кумулятивных средств. В качестве первого экрана использовался «лепесток», крепившийся к передней части надгусеничиой полки. Три экрана устанавливались в районе отделения управления и боевого отделения под углом, обеспечивающим защиту всего борта в заданных ТТТ углах безопасного маневрирования.
Экраны имели два положения: походное и боевое. В боевом специальные рычажно-пружинные устройства позволяли танкам двигаться без повреждения экранов среди кустарников и мелколесья, давая экрану возможность возвращаться в исходное положение после прохождения препятствия.
В дальнейшем «лепестковые» взводные экраны были заменены резинотканевыми, располагающимися вдоль всего борта.
В разработке экранов, в испытаниях и их доработке участвовали также представители УКБТМ, ВНИИстали и др.
Резинотканевые экраны позволяли устанавливать на них элементы динамической защиты, разработанной ВНИИстали. Стальные пластины, превращающие их в силовые экраны, способны обеспечивать определенный уровень защиты бортовых проекций от бронебойных подкалиберных снарядов различных типов.
Создание брони с керамическим наполнителем. Большую роль в совершенствовании противокумулятивной защиты танков сыграла комбинированная броня в составе броневой стали и материалов легче стали. В 1973 г. для танка Т-64Б была принята новая башня из комбинированной брони с керамическим наполнителем.
Идея применения керамики как конструкционного материала для защиты от КСП впервые возникла в середине 50-х годов в ФТИ. Исследования профессоров этого института Ф.Ф. Витмана, Н. А. Златина и А. А. Кожушко установили, что по глубине внедрения кумулятивной струи высокотвердые керамические материалы близки к броневой стали, хотя плотность их существенно меньше.
В 1958 г. специалистами ФТИ и ВНИИ-100 были всесторонне рассмотрены возможные последствия от использования результатов этого исследования для противокумулятивной защиты танков. С того момента в нашей стране началась разработка комбинированной брони с керамическим наполнителем для танков. Центром исследований стал институт, руководил работами В.С. Старовойтов. При переходе от модельных к натурным исследованиям возник ряд существенных проблем, таких как: обеспечение конструктивной прочности и живучести брони, состоящей из хрупких материалов; обеспечение, наряду с противокумулятивной стойкостью, защиты от кинетических средств поражения, в частности, от подкалиберных снарядов; разработка серийной технологии производства комбинированной брони; отработка самого керамического наполнителя, отвечающего наиболее высоким защитным требованиям.
Для всех было очевидно, что хрупкие керамические образцы могут быть использованы в защитном устройстве только в сочетании с броневой сталью. Первые же натурные испытания показали, что керамический наполнитель в виде цилиндров или призм обладает расчетной удельной противокумулятивной стойкостью, однако конструктивная прочность и живучесть комбинированной брони недостаточны.
Выяснилось также, что тыльная стальная часть брони играет заметную роль в обеспечении защиты не только от кумулятивных, но и от подкалиберных средств поражения.
На заключительном этапе создания керамической брони существенно поднялся научно- методический уровень разработки. Из анализа напряженно-деформированного состояния системы «керамика — броня» были определены основные конструктивные параметры наполнителей. Обстрелом специально изготовленных балок были определены рациональные размеры лицевого и тыльного слоя, необходимое количество и расположение наполнителя.
Параллельно с разработкой конструкции комбинированной брони и технологией ее изготовления велась отработка броневой керамики. В кратчайшие сроки была не только создана, но и в условиях серийного производства отработана технология изготовления броневой керамики для поставки на завод-изготовитель башен.
Серийное производство башен с керамическим наполнителем для танка Т-64Б продолжалось в течение 15 лет. С момента начала серийного производства башни танка Т-64Б из комбинированной брони с керамическим наполнителем до создания так называемой «чобхэмской» брони (комбинированной брони с использованием керамических материалов) оставалось еще шесть лет.
Съемный лист в верхней лобовой детали корпуса. Корпуса танков изготавливались в виде цельносварных конструкций, что затрудняло повышение противоснарядной стойкости брони после боевых повреждений. Особенно остро этот вопрос встал с применением новых подкалиберных снарядов. Вопросы обеспечения стойкости верхней лобовой детали (ВЛД) пришлось решать оперативно. Институт выступил с предложениями по созданию корпуса с ВЛД модульного исполнения.
В ВЛД предусматривался съемный верхний лобовой лист. Это позволяло бы оперативно осуществлять модернизацию защиты корпуса и башни на том же технологическом оборудовании. Надежность крепления ВЛД подтверждалась многократными испытаниями пакетов брони, соединенных специальными болтами, при обстреле карточек на заводах-изготовителях брони. Конструкция болта легла в основу всех последующих конструкций съемной лобовой детали.
В период с 1986 по 1988 гг. ВНИИтрансмаш и КБ-3 разработали и провели экспериментальные исследования съемного верхнего листа ВЛД. В течение 1988-1991 гг. была разработана КД и изготовлены макеты ВЛД со съемным верхним листом применительно к танку Т-80У.
Испытания показали, что узлы крепления верхнего листа в модульной конструкции ВЛД имеют достаточный запас прочности и живучести и обеспечивают сохранение целостности конструкции при всех вариантах наполнителя при попаданиях всех типов снарядов.
Работы по защите экипажа при минном подрыве. Мины, как средства борьбы с танками, применялись достаточно широко еще во время второй мировой войны.
В послевоенные годы исследования проводились только экспериментальным путем — натурными подрывами. Испытаниям подвергались укомплектованные танки на площадках 38НИИБТ под руководством одного из виднейших специалистов П.П.Кочегарова, исследовалась в основном противоминная стойкость и восстанавливаемость ходовой части серийных танков.
60-70-е годы были отмечены значительным развитием противотанковых мин и принятием новых образцов на вооружение. Мощные фугасные противотанковые мины в дополнение к взрывателям нажимного действия оснащались неконтактными взрывателями. Появляются новые классы мин специального назначения: противогусеничные, противоднищевые на принципе кумуляции и «ударного» ядра, противобортовые, противокрышевые. Соответственно развиваются и поступают на вооружение средства их доставки и установки: авиационные, артиллерийские, ракетные системы, дистанционные установки противотанковых минных полей.
Институт приступил к активным работам по ПМС танков в 1973 г. По инициативе института в течение 1973-1979 гт. был поставлен ряд исследовательских работ в целях изучения действия мин на корпус и ходовую часть танков и разработки экспериментальных и расчетных методов оценки их ПМС. Была организована площадка, на которой в течение 1973-1995 гт. проводились экспериментальные исследования по ПМС бронетехники.
При выполнении указанных работ на разукомплектованных корпусах были отработаны экспериментальные методы исследования ПМС с учетом факторов грунта, взрывчатого вещества (ВВ) мин, типа ХЧ машин, методики модельного эксперимента; созданы уникальные стенды, приспособления и импульсомеры для экспериментальной оценки подрывами стойкости отдельных узлов конструкции корпуса, узлов и деталей ХЧ. В то же время разработаны экспериментальные методы оценки непоражаемости экипажа с использованием комплекса медико-биологических исследований на биомоделях и биообъектах. Создан и отлажен измерительный комплекс, обеспечивающий достоверные измерения динамических параметров: деформации днищ, ударных ускорений, избыточных давлений, динамических углов поворота, импульсомеров.
В 1980 г. институтом был изготовлен и испытан с участием УКБТМ и КБТМ первый вариант корпуса танка Т-55 (подкреплениями днища в отделении управления и мероприятиями по защите водителя от ударных сотрясений.
По инициативе института с целью повышения ПМС бронетехники был поставлен в период 1981-1988 гт. комплекс НИР. Совместно с КБТМ, УКБТМ, КБ-3, ХКБМ, ПО «КМЗ» были разработаны, экспериментально проверены и внедрены мероприятия по танкам Т-55, Т-62, Т-64А, Т-72, Т-80, БМП-1, БМП-2 и БМП-3.
Институтом также проводились исследования по поиску защиты от массовых противодни- щевых мин дистанционной установки. Совместно с КБ-3 разработана конструкция защитного устройства копатель-экран-трал от мин для танка Т-80У на основе штатного копателя. Конструкция выполнена на уровне изобретения, испытана на танке подрывами, а также в условиях движения по местности. Совместно с ХТЗ разработаны и внедрены мероприятия по защите десанта и экипажа бронетранспортера МТ-ЛБ от мин.
Проведены также испытания по оценке ПМС корпуса и ходовой части зенитного ракетного
комплекса. Полученные результаты послужили основой для реализации мероприятий по повышению ПМС этого ЗРК.
Институт участвовал в испытаниях по оценке ПМС колесною тягача Брянского завода и автомашины ГАЗ-66 подрывами натурных противопехотных мин и их аналогов и разработке мероприятий по повышению ПМС этих изделий. Руководили работами Б. А. Абрамов, О.М. Лазебник, И.Б. Кремнев.