О битве при Дурбе

13 июля 1260 года произошла битва при Дурбе (озеро и расположенный вблизи одноимённый городок, известный ныне как «самый маленький город Латвии». Тогда это были земли куршей – от которых и произошло название Курляндия).  По мнению местных историков, именно вследствие этой победы балтийские народы не повторят судьбу пруссов, благополучно немцами «ассимилированных» (что под этим словом ни  понимай…) Крестоносцы и впрямь сбавят прыть примерно на два десятилетия – хотя окончательно история противостояния завершится только полтора века спустя, после знаменитой битвы при Грюнвальде… Впрочем – по порядку.

…В результате событий, условно называемых Северными крестовыми походами, христианские рыцари обосновались в упомянутой Пруссии – а также на балтийском побережье, в Ливонии… однако, между этими плацдармами располагалась Литва. (Специалисты расходятся, можно ли уже в середине XIII века говорить о Великом княжестве литовском – но именно тогда в Ипатьевской летописи появляется «Литва Минъдога»). Одной рукой этот князь, что называется, «собирал земли»; другой – воевал с соседями. (Среди которых особо выделим Галицко-Волынского князя Даниила – в свою очередь находившегося в сложных вассальных взаимоотношениях с уже подоспевшей Ордой).

…В начале 50-х Миндовг решается «сделать европейский выбор» – и крестится по латинскому обряду, после чего папа Иннокентий IV коронует его в качестве Литовского короля. Тевтонскому ордену, в свою очередь, отходит Жемайтия (или – Жмудь, или – «нижняя земля»; обширный языческий регион на северо-западе нынешней Литвы. В некоторых источниках упоминается, что Миндовг эти земли братьям-рыцарям «подарил» – что звучит несколько странно в связи с последующими событиями).

…Надо заметить – рыцари не слишком торопились «вступить в право собственности»… в то время как жемайты раз за разом разоряли их владения в Куронии (то есть – будущей Курляндии) – ордену пришлось отвечать!.. Летом 1260 года войска во главе с магистром Бургхардом Горнгузеном, маршалом Пруссии Генрихом Ботелем и шведским принцем Карлом выступают в поход… (По свидетельству Петра из Дусбурга,автора «Хроника земли Прусской»: «Братья из Ливонии и Пруссии собрались с сильными войсками, чтобы доставить провизию братьям из замка святого Георгия, и, когда они приблизились к этому замку, прибыл гонец, сказавший, что 4 тысячи литовцев разоряют некую часть земли Куронии огнём и мечом и проливают кровь многих христиан»).

…Литовские историографы не отрицают – замок (отнюдь не находившийся на территории жемайтов) действительно был осаждён – но делалось это не банального грабежа ради – а дабы отвлечь немцев (с примкнувшими датчанами и шведами) от вторжения собственно в Жемайтию!.. Якобы, на самом деле план орденского воинства был именно таков – а теперь пришлось отвлечься… Ну, возможно.

…Так или иначе – 13 июля противники встретились… Как это нередко случается при рассказе о столь давних временах, точных данных о силах сторон нет – принято считать, что литовцев было около четырёх тысяч; неприятелей – примерно столько же. (Двести из них – собственно, рыцари, что по тем временам и местам – неслыханная концентрация боевой мощи!)

…Что касается остального орденского войска, то оно состояло, в основном,  из местных… что и приведёт к печальным последствиям. Согласно всё тому же Петру, курши «смиренно» попросят вернуть им после битвы своих захваченных ранее неприятелем жён и детей – а вот «прусские и ливонские простолюдины» упрутся, заявив, что, по обычаю, разделят полон между собой…

…Договориться не удалось… В итоге, с началом битвы курши и эсты бегут с поля. (По мнению прибалтийских историографов – наоборот, бесстрашно ударяют рыцарям в спину!..) Во всяком случае, Ливонская рифмованная хроника описывает эти события так:

Курши всем своим полком
С поля битвы убежали.
Также жизнь свою спасали
Эсты, с войском что пришли,
И побежали так они,
Как не раз уже бывало.

…Разгром христиан был полным – на поле боя легло полтораста только орденских братьев (включая магистра и прочих названных в начале этой истории вип-персон). Впрочем, пленным не повезло ещё больше – торжествующие язычники немедленно сожгут их в качестве жертвы своим богам…

P.S. …По неясным причинам остаётся открытым вопрос – кто же командовал литовцами в столь славной баталии?.. Некоторые полагают – сам Миндовг (вообще-то, числившийся у Ордена в союзниках). Есть мнение, что это был его племянник, Тройнат (или Тренята)… (Между прочим, именно он станет Великим князем три года спустя, когда Миндовга убьют «какие-то заговорщики» – а уже через год и сам погибнет от руки бывших слуг убиенного…) Впрочем, это – совсем другая история.