В этот день… 2 мая – 3

02.05.2018

О гимназии пастора Глюка, Марте Скавронской,  Екатерине II – и российском образовании

2 мая 1703 года в Москве была основана первая российская гимназия… у истоков нашего среднего образования стоял немец – причём, вдобавок, лютеранский пастор, по имени Эрнст Глюк!..

…Немец, правда, был пленный – привезённый из Мариенбуга (ныне Алуксне),  где в прислугах у него состояла сама Марта Скавронская, наша будущая Императрица Екатерина I. (Так что, роль пастора в Российской истории образованием отнюдь не исчерпывается). То ли в связи с таким важным знакомством, то ли в силу личных качеств – но Глюк будет отпущен к своим, в Московскую Немецкую слободу, где и займётся просвещением. Через год он получит под учебное заведение богатый дом на Маросейке, а затем Пётр благословит гимназию специальным указом…

…Ещё пару десятилетий спустя – а именно 2 мая (или 21 апреля по ст. ст.) 1729 года родится София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская,более известная, как Императрица Екатерина II…  (Что за день… – возможно, скажете Вы, – сплошные немцы!.. Ну, из песни слов не выкинешь…)

Матушку-Екатерину мы упоминаем часто – уж слишком значительным было её почти 35-летнее правление – потому сегодня ограничимся некоторыми моментами, связанными, как раз, с образованием и просвещением.

(Принято считать, что императрица до конца дней говорила по-русски с сильнейшим акцентом и была совершенно безграмотна – например, распространён анекдот, что слово «ещё» она писала «исчо»… что тут скажешь?.. Прежде чем делать высокомерные заключения, вспомним – нормы русского языка (включая орфографию) в те времена не только существенно отличались от известных нам – но и только складывались!..)

…В конце концов, наша первая грамматика явилась в свет буквально за несколько лет до прибытия немецкой принцессы – кстати, именно её автор, Василий Ададуров, и будет приставлен к Софии Августе для обучения совершенно незнакомому ей языку. (Заметим также – именно в царствование Екатерины мы обзаведёмся присутствующей в вышеупомянутом слове буквой «ё»; она же организует Императорскую российскую академию, специализацией которой станет именно систематизация и пропаганда русского языка). Наконец – есть свидетельства, что императрица говорила «чисто»… так кому нам верить?..

…Фактом остаётся, что Екатерина во многом была самоучкой. Сначала – «домашнее образование» (родной город императрицы – Штеттинсейчас находится на территории Польши); потом – несколько учителей в России. (По словам самой Екатерины, Елизавета Петровна считала, что София Августа «и так умна»; потому ею особо не занимались). Так цесаревна начнёт запоем читать – прямо скажем, не самое обычное в те времена занятие для дамы её положения!..

…Допустим, семейная жизнь не заладится с первого дня – но разве мало развлечений мог предоставить двор «весёлой царицы Елисавет»?..(Некоторые источники рисуют жизнь Екатерины как сплошную оргию – думается, этот аспект сильно преувеличен. Сама же она в собственноручной эпитафии напишет об этих временах в третьем лице: «Восемнадцать лет, исполненных скуки и одиночества, побудили её прочесть много книг»).

…Кстати, писа́ла на протяжении всей жизни императрица невероятно много – законов, статей, художественной литературы (одних пьес сохранилось два с лишним десятка). С некоторым кокетством она говорила: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытать желания немедленно окунуть его в чернила». (Заметим – бо́льшая часть этого многотомного наследия написана по-русски!)

(Конечно, мнения специалистов и тут расходятся – кто-то считает, что Екатерина творила самостоятельно (секретари только правили пресловутые ошибки). Есть мнение, что на императрицу работал целый штат лучших авторов того времени. Наконец, иные сходу кладут дискуссии конец – мол, всё это – банальная графомания, литературные способности Екатерины были равны нулю…)

…Трудно судить! Прямо скажем – неспециалисту почти любая литература допушкинской эпохи покажется старомодно громоздкой… Потому приведём несколько высказываний той, что называла себя «философом на троне»:

Первое правило – делать так, чтобы люди думали, будто они сами хотят этого.

Сколько истин, признаваемых нами в настоящее время бесспорными, в момент провозглашения их казались лишь парадоксами или даже ересями!

Я хвалю громко, а порицаю вполголоса.

Лекарство от глупости ещё не найдено. Рассудок и здравый смысл не то,  что оспа: привить нельзя.

Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учёными.

Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие.

Народ, который поёт и пляшет, зла не думает.

Всякое дитя родится неучёным. Долг родителей есть дать детям учение.

…Вдогонку к последнему высказыванию, припомним другой тезис императрицы: «…заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие, исправятся нравы…» И действительно – именно при ней появится сеть «больших» и «малых» народных училищ… да что там – откроется Смольный институт благородных девиц!

P.S. …Отдельная часть творческого наследия Екатерины – обширная переписка с известнейшими мыслителями Европы (например, с Вольтером) – читая эти объёмные послания иной раз испытываешь чувство неловкости: Российская империя предстаёт страной, в которой «реки текут мёдом и молоком»… Многие упрекали императрицу за явную ложь, А. С. наш Пушкин впоследствии обзовёт её «Тартюфом в юбке и короне» …а вот упомянутый Вольтер (непререкаемый авторитет того времени) именовал Екатерину «Северной Семирамидой»…Получается – матушка-императрица не лгала, а старалась создать себе (а значит, и державе!) правильный международный пиар… ничто не меняется в мире!..  Впрочем, это – совсем другая история.