Музыкальный паблишинг: как это работает и кому это нужно?

09.01.2018

Что такое паблишинг? Какие бывают виды авторских прав? Как вообще получать прибыль от музыки? Ответы в этой статье :)

Every time the music gets played, somebody gets paid - John Kellogg

Сегодня Рузке Продюсер решил взяться за более или менее серьёзную тему – паблишинг (publishing) музыки и её монетизация, то есть то, путём чего (или за что) вы можете заработать немного денег на своём таланте. Проблема в том, что большинство из вас не то что слабо понимает сакральный смысл деятельности паблишера, но и слышит об этом первый раз.

Паблишер, по сути, является музыкальным издательством, которое играет огромную роль
в сборе авторских вознаграждений. Не стоит путать паблишеров с прекрасными (храни их вечно Хендрикс) организациями РАО и ВОИС.

Для того, чтобы понять суть работы паблишера, необходимо разобраться, какими типами авторских прав обладает артист. Следует разделять авторские и смежные права: в область регулирования авторских прав попадает композитор, фиксируя сам факт создания некоего муз. фрагмента (например, древним, как мир, способом отправки его на свой же адрес Почтой России. И не стоит этот конверт вскрывать до того, как вы придёте судиться за свое творчество). В область смежных (исполнительских и прав на звукозапись) прав входит всё то, что происходит с композицией после трансформации из идеи в некое осмысленное действо - звукозапись, исполнение, оформление и т.д.

Эта отрасль права является сферой деятельности лейбла, в то время как авторские права регулируются как раз паблишером. При этом никто не запрещает лейблу иметь "паблишера" в своей структуре и получать 100% возможной прибыли.
Фишка в том, что на каждое записанное музыкальное произведение есть два отдельных копирайта (которые не всегда принадлежат одним и тем же лицам).
1. На саму композицию — включает музыку и текст песни в целом (на какой-либо конкретный вариант студийной/концертной и др. звукозаписи). Копирайт принадлежит автору песни и / или издателю.
2. Звукозапись — конкретная записанная версия музыкальной композиции. Копирайт принадлежит записавшему ее исполнителю и / или лейблу.
Музыкальное издательство предполагает применение первого варианта копирайта.
Если автор сотрудничает с музыкальной издательской компанией, которая берет на себя сбор всей прибыли от песни, то стандартные роялти разделяются между автором и издателем 50% на 50%.

Через какие инструменты, помимо прочего, зарабатывает музыкальное издательство, которое эксплуатирует артиста? Их несколько:
- Механические роялти. Фиксированные лицензионные платежи, которые получает лейбл. Автор /издатель получает роялти каждый раз, когда композиция воспроизводится для продажи (на виниле, кассете, компакт-диске, mp3, и т. д.), скачивается с сайтов, стримится Спотифаем и другими подобными сервисами. Это относится и к каверам на песни (да-да, наконец-то можно монетизировать твое виртуозное исполнение «Сплина» и Группы Крови). В разных странах разная фиксированная сумма, которое, в том числе, может меняться в зависимости от длительности композиции.
- Роялти от исполнения. Ваша композиция публично исполняется – Лейбл занимается выбиванием денег.
- Лицензии на сэмплы. Кто-то хочет воспользоваться вашим сэмплом? Лейбл уже тут и готов подставить свой карман для звонких монет.
- Права на печать нот. То же самое роялти, которое получает Лейбл за распространение нот вашей композиции, мелодии и так далее.
Рассмотрим классическую ситуацию. Если ваша группа хочет исполнить кавер-версию музыкальной композиции Виктора Цоя (можно пойти дальше и взять Юру Хоя, но мы пока что рассматриваем только классическую ситуацию) "Группа Крови". Даже несмотря на печальную историю с Икарусом, правами на эту песню владеет вполне себе определенный актор (на самом деле, права принадлежат сыну и отцу в соотношении 3/4 и 1/4 соответственно, но представим, что ими по-прежнему владеет компания "Музыкальное право") - компания, которая распоряжается музыкальным каталогом артиста и после его смерти. У такой компании необходимо получить разрешение на исполнение, чтобы компания могла дальше собирать авторские отчисления. Такие отчисления при жизни автора шли бы ему в карман.

Музыка, используемая в кино, рекламе, караоке, различных клипах, играх, также должна лицензироваться. В некоторых случаях (например, игры) фонограмма пишется на базе авторской композиции в новой аранжировке, с другими инструментами и принципиально новым звучанием. В таком случае с нее также должны быть авторские отчисления. При этом паблишер может как просто грести бабло, так и самостоятельно рассылать по всевозможным конторам вашу музыку, так как сам заинтересован в как можно большем её использовании.

При этом в России есть ещё две прекрасные некоммерческие организации, призванные помогать артисту в управлении своими правами. Я говорю о Российском Авторском Обществе и Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности. РАО, являясь по сути обществом по коллективному управлению правами, контактирует напрямую с паблишером, чтобы более эффективно собирать авторские вознаграждения (как это реализуется на практике - думаю, все слышали о скандалах вокруг этих контор). РАО занимается авторскими правами, а ВОИС, в свою очередь, управляет смежными. Они помогают собирать отчисления с общественных мест, TV, (интернет-) радио и т.д.
Такой вот краткий экскурс в увлекательный мир паблишинга. Конечно же, мы не рассмотрели все возможные аспекты этого вопроса, оставшиеся вопросы заслуживают не менее пристального внимания, чем вышесказанное.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram - Канал РУЗКЕ ПРОДЮСЕР
И на нашу группу в VK - Группа РУЗКЕ ПРОДЮСЕР