Уличная фотография (часть четвертая)

Продолжаем наш цикл статей об уличной фотографии.

Поговорим о том, что выбрать: цвет или ч/б, что можно, а что нельзя на улице и немного об этике стрит-фотографии.

Выбор цветного или ч/б изображения на снимках зависит от вашего желания, а также от того, что вы снимаете. Часто цвет только отвлекает от главного, но бывает и наоборот. Наша фотография может быть только цветной и никакой другой. Как это определить? Здесь все зависит только от вашего вкуса, интуиции и желания. Я начинал фотографировать во времена, когда везде царствовала пленка и по большей части черно-белая. Цветная негативная и обращаемая (слайдовая) пленка была доступна не всегда, стоила в 10 или даже 15 раз дороже черно-белой. К тому же проявка цвета требовала определенных химикатов, которые не всегда были доступны. С тех времен осталась у меня любовь к черно-белым фотографиям. Но черно-белая фотография — это не совсем то, что многие современные фотолюбители представляют себе. Это не просто перевести цветной кадр в ч/б в фотошопе. В правильном черно-белом снимке присутствуют все оттенки от абсолютно белого  до абсолютно черного (которых кстати нет в природе), плюс все 256 оттенков серого. И тогда у вас получится хороший черно-белый снимок. А если перевести цветной оригинал в ч/б посредством выбора greyscale в фоторедакторе, то мы получим серенькую невзрачную фотографию. Объяснение здесь весьма простое. Экспонометр фотоаппарата, также как и алгоритм перевода цветного изображения в greyscale, усредняет все цвета до 18 процентов серой шкалы (есть такая серая шкала от фирмы Kodak).
Хотя наш глаз воспринимает разные цвета по-своему. Одни ярче, другие кажутся темнее, третьи — бледнее. Как в этом убедиться.

Совет №1
Проведите простой эксперимент. Поставьте ваш фотоаппарат в «зеленую зону» (полный автомат), снимите по очереди красный цвет и синий. Получились два ярких кадра. Теперь откройте их в фоторедакторе и переведите в greyscale. Вы увидите, что получилось два абсолютно одинаковых серых кадра.

А как же тогда черно-белая пленка?

Большинство эмульсий ч/б пленок имеют разную чувствительность к разным участкам спектра. Об этом мы будем говорить в других статьях, которые посвящены пленочной фотографии.
А что же делать нам, владельцам современных цифровых камер? Многие камеры имеют встроенный режим ч/б съемки и даже возможность выбора различных цветных светофильтров, почти полная стилизация ч/б. Но я бы вам не рекомендовал их использовать. Хотя в отдельных случаях получается весьма неплохо.

Совет №2
Если вы захотите снимать сразу в ч/б режиме, то снимайте одновременно в RAW и JPG. Тогда у вас будет исходник и черно-белый JPG файл.

Если не понравится, что у вас получилось, можно будет всегда вернуться к исходному файлу и внести нужные коррективы в фоторедакторе. Я снимаю всегда в цвете, но уже во время съемки вижу и понимаю, какой из кадров будет напечатан в цвете, а какой черно-белым.
Давайте отложим наш разговор по обработке фотографий до следующей части нашего цикла статей и вернемся к съемке на улице.

Часто городское уличное пространство, где мы с вами фотографируем, перегружено цветными деталями, которые совершенно нам не нужны и отвлекают от главного. Это может быть яркая реклама или автомобиль, а может быть в момент съемки в наш кадр входит человек в очень яркой одежде и перетягивает внимание на себя, и тем самым рушит наш замысел. В этом случае фотография будет черно-белой.
Бывает наоборот, пасмурная осенняя погода, всё вокруг тусклое и унылое, но снова появляется в кадре человек в яркой одежде или еще какая-либо яркая деталь, и наша фотография сразу же обретает световые и цветовые акценты. Вот здесь и нужен цвет, на котором и будет держаться наш сюжет.
Это еще один аспект уличной фотографии. Помимо сюжета, который будет интересен зрителю, можно использовать цветовые, световые и тональные вариации.

Совет №3
Чтобы цвета на фотографии были более яркими и насыщенными, снимайте с поправкой экспозиции в минус 1/3 или 2/3. Цвета будут насыщены, а тени станут более глубокими и темными и помогут нам скрыть ненужные детали, которые отвлекают от сюжета.

Примеры различных вариантов фотографий вы видите в качестве иллюстрации к нашей статье.

 Что можно, а что нельзя снимать на улице.

С юридической точки зрения (Конституция РФ и закон о Печати) мы можем снимать где угодно и что угодно, за исключением каких-то стратегических объектов. Что это, я не знаю и могу лишь догадываться. Нигде не встречал открытого перечня таких объектов съемки. В некоторых странах есть четко обозначенные запреты на съёмку на улице, например, нельзя снимать военных, полицейских, правительственные и военные учреждения и здания. В нашей стране нет запрета на съемку полиции, так что можно снимать их совершенно спокойно, не опасаясь за свою камеру или здоровье. Хотя в отдельных случаях могут возникнуть вопросы и недопонимание законодательства сотрудниками полиции и силовых структур. Все решается путем разъяснений и оканчивается мирно. Часто спрашивают о том, можно ли снимать в торговых центрах и прочих зданиях. Ответ: однозначно можно, ведь бизнес-центр или магазин — это общественное место, а значит, снимать в нем можно. Много недопонимания по поводу съемки возникает у частной охраны, и порой ее сотрудники ведут себя, мягко говоря, неадекватно. В таких ситуациях можно просто вызвать наряд полиции, который всегда занимает вашу сторону.

Совет №4
Если вам не хочется спорить, а самое главное — тратить свое время, то проще уйти в другое место и снимать там.

Тема общения со всякими «умниками» тянет на отдельную большую статью. Можем об этом поговорить отдельно.

Что касается этики уличной съемки.

Все зависит от вашего восприятия действительности и вашего воспитания. Очень часто то, что один человек считает этичным, другой человек воспринимает, как очень неэтичное действие. В качестве примера. Этично ли снимать то, как человек, простите, ковыряется в носу? Или этично ли снимать драку, автомобильную аварию с пострадавшими или что-то подобное? Все зависит от ситуации и для чего делается снимок. Если вы профессиональный репортер и имеете задание редакции, то как бы вы не хотели избежать этого, вам придется снимать. Хотя здесь можно найти правильный ход, который поможет вам остаться человеком и выполнить задание редакции. Если же вы гуляете по городу и снимаете не по заданию редактора, то здесь выбор за вами.  Это же относится к съемке бомжей и попрошаек. Чаще всего они ничего вам сделать не могут, но и фотография ваша никому не нужна. Если вам вдруг захотелось снять бомжа, то поговорите с ним и сделайте фотоисторию из его жизни. Где и как он живет, что ест, где спит, как просит милостыню и т.д. Такой сюжет будет оправдан. Во всех остальных случаях — это фотографический мусор, который кроме раздражения зрителя ничего не вызывает.

Совет №5
Снимайте только то, что вам интересно и то, что этично лично для вас.

Если вы на улице встречаете какую-то известную, публичную личность, которая себя ведет странно, то нет ничего неэтичного, чтобы это сфотографировать. Ведь человек прекрасно понимает, что он находится в общественном месте, где его видят сотни и тысячи людей, которые могут его сфотографировать и выложить в сеть.
По поводу вторжения в частную жизнь. На улице, в транспорте, в магазине или кафе нет личной жизни — это публичное пространство, и вы можете снимать, кого хотите и когда хотите. А вот съемка у кого-то в квартире или доме — это уже вторжение в частную жизнь.
Иногда люди подходят на улице и просят удалить их фотографию с камеры. Если фотография вам понравилась, и вы не хотите ее удалять, предложите человеку подарить её.  99 процентов соглашаются и оставляют свой адрес, куда ее прислать. Разве вам жалко? Думаю нет. И человек остался доволен, и у вас остался хороший кадр.

Совет №6
Иногда попадаются очень настойчивые люди. В этом случае, просто удалите снимок, улыбнитесь и забудьте. Невозможно снять всё.

Найдете новый сюжет и сделаете хороший снимок.

Совет №7
При съемке на улице больше улыбайтесь, не прячьтесь, и тогда у вас будет меньше проблем с людьми.

Большинство вопросов возникает от непонимания. Человек не знает, что происходит и для чего его снимают. Потратьте 5-10 минут и объясните, что вы делаете и для чего. Существует масса способов сгладить конфликтную ситуацию. Но не все этим пользуются. Постепенно с опытом вы научитесь определять, можно ли снимать или лучше поискать другой сюжет, а в какой-то ситуации, может и вообще, камеру лучше не поднимать, а пройти мимо.
Гарри Виногранд (Garry Winogrand) использовал замечательные приемы и уловки. Когда он снимал на улице, то всем кивал и улыбался, и вел себя так, как будто он хозяин на этой улице, и это срабатывало. Если же к нему кто-то пытался подойти и спросить: «Зачем он снимает?», то Гарри отвечал: » Я не разговариваю с незнакомыми людьми». И переходил на другую сторону. Этот прием великолепно действует и у нас, попробуйте.
Когда кто-то у меня спрашивает: «Зачем ты меня снял?»  Я делаю вид, что не расслышал, и отвечаю вопросом: » Вы хотите, чтобы я вас сфотографировал?»  Поднимаю камеру, и человек, бормоча: «Нет, нет, не хочу»,  уходит.
Так что, друзья, все в наших руках. Надеюсь вы поняли мою мысль.

Совет №8
Не бойтесь снимать на улице, ваше лицо должно выражать 100 процентную уверенность в том, что вы делаете, и тогда больше половины вопросов не возникнет.

В следующей части мы поговорим о современных уличных фотографах, на чье творчество стоит обратить внимание и у кого, есть чему поучиться. Также я отвечу на вопросы, которые вы можете задать в комментариях или по почте: edit (пес барбос) sibtelegraf.com. Подписывайтесь и следите за обновлениями.

Перечитать первую часть

Перечитать вторую часть

Перечитать третью часть