Съемка в водном походе (Д. Плотников, июль, 1985, журнал "Советское фото")

Съемка в туристских походах, путешествиях, на экскурсиях стала одним из самых массовых увлечений. Туризм — форма отдыха, и естественно, что фотолюбители-туристы используют свое свободное время для служения сразу двум увлечениям, которые, кстати, прекрасно сочетаются. Туризм многолик. Существует и туризм — спорт. Съемка в спортивном водном походе, насыщенном разнообразными естественными препятствиями, отличается специфической сложностью.

Многокилометровый и многодневный сплав по реке предполагает прежде всего недели и месяцы кропотливого изучения особенностей реки, ее «характера», тщательную подготовку судов — плотов, катамаранов или байдарок; подбор и упаковку снаряжения, одежды, продуктов питания. Всем этим туристская группа занимается довольно долгое время для того, чтобы затем прохождение маршрута стало и интересным, и безопасным.

Фотограф, занятый съемкой почти любого виде спорта (за исключением, может быть, альпинизма), совсем не обязательно должен быть «действующим» спортсменом. В туризме положение иное: фотограф в походе — это прежде всего его участник. Почти не бывает случаев, чтобы неопытный спортсмен хорошо снял сложный поход — да и попасть на такой маршрут не просто, ибо существуют определенные квалификационные требования. Поэтому первое правило для фотолюбителя-туриста — выбирать задачу по своим силам.

Серьезные проблемы встают уже на стадии подготовки, когда решаются вопросы подбора аппаратуры, материалов и их упаковки. Далеко не всегда здесь справедливо: чем больше, тем лучше. Для походных условий, при жестких ограничениях объема и веса, любой элемент фотоснаряжения должен иметь определенный утилитарный смысл.

Вся съемка водного похода осуществляется либо с судна, либо с берега. Снимки с воды, за исключением крупноплановых, грешат известным однообразием из-за трудностей выбора необходимом точки съемки. При съемке с берега открываются совсем иные, чисто пространственные возможности, и здесь круг сюжетов более широкий: пейзажи, снимки судов, преодолевающих крутые валы или перекаты, а - при наличии длиннофокусной оптики — крупноплановые кадры напряженных ситуаций.

Над водопадом. Снимок сделан на реке Уда. Что бы попасть на точку откуда и водопад, и плот над ним выглядят эффектно, автору пришлось спуститься по отвесной скале, обвязавшись верёвкой по всем правилам страховки. Камера " Любитель - 2 " плёнка " Фото - 65 ", диафрагма 4.5, выдержка 1/60 (Фото мастеров спорта СССР Л. Потемкина или Д. Луговьера)
Над водопадом. Снимок сделан на реке Уда. Что бы попасть на точку откуда и водопад, и плот над ним выглядят эффектно, автору пришлось спуститься по отвесной скале, обвязавшись верёвкой по всем правилам страховки. Камера " Любитель - 2 " плёнка " Фото - 65 ", диафрагма 4.5, выдержка 1/60 (Фото мастеров спорта СССР Л. Потемкина или Д. Луговьера)

В водном путешествии не может быть полной гарантии от попадания в воду как аппаратуры, так и фотографа. Бывает, что в результате переворота судна в воде оказывается весь груз. Поэтому главное условие успешной работы — хорошая, то есть надежная и легко открываемая упаковка фотоснаряжения. Сравнительно легко упаковать то. что используется редко — для этого подходят мешки из прорезиненной ткани, тщательно затянутые капроновым шнуром или резиновой лентой.

Аппаратуру, которая нужна постоянно, лучше всего поместить в небольшой жесткий футляр, снабженный герметичной быстросъемной крышкой (она затягивается через мягкую резиновую прокладку с помощью рычажных замков — «лягушек»). Туда войдут одна-две камеры типа «Смена», «Киев-4М» с широкоугольником «Юпитер-12» или «Зенит-Е» с основным объективом; телеобъектив «Таир-11 Л» или «Юпитер-37А»; бленды, 2— 3 светофильтра, 3—4 ролика пленки. Герметичный футляр должен быть выложен изнутри мягким, желательно негигроскопичным материалом и иметь запас плавучести, то есть, оказавшись в воде, всплывать, а не тонуть. Во время движения его нужно хорошо прикрепить к судну крепким капроновым шнуром.

Современная сложная и дорогая аппаратура, снабженная трансфокаторами, системами автоматической установки экспозиции, моторами, при всех ее неоспоримых достоинствах имеет для походных условий один недостаток — ее приходится особо оберегать и очень хорошо упаковывать. Поэтому нередко приходится отдавать предпочтение сравнительно несложным, широко распространенным камерам. Интересные возможности открывает простой и дешевый аппарат «ЛОМО-135М», снабженный пружинным мотором на 8 кадров. Таким аппаратом удобно пользоваться при съемке динамичных сюжетов, его можно укрепить на судне, снабдив дистанционным спуском затвора (см.«Советское Фото», 1984, № 6), что даст возможность получить крупноплановые снимки своих товарищей в самые напряженные моменты и с таких точек, откуда не просто снимать обычным образом. Заслуживают также внимания камеры с автоматической установкой экспозиции. Зеркальными аппаратами с форматом кадра 6X6 см на плоту, не говоря уже о других спортивных судах, пользоваться трудно из-за их значительных габаритов и веса.

Съемка с берега обычно совмещается с разведкой сложных участков реки: вовремя такой разведки фотограф выбирает место съемки, оценивает освещение, сюжеты, которые могут возникнуть во время прохождения судов, и если решает снимать, остается и ждет, пока суда окажутся в нужном месте. Здесь нужно четко договориться о времени прохождения и позаботиться о том, как фотографу оказаться вновь на судне. Последнее обстоятельство бывает решающим для съемки, ибо на реках встречаются участки, где швартовка, как и пешее передвижение по берегу, невозможны или сопряжены с риском.

Особо привлекательные для фотографа верхние точки съемки — высокий берег, нависающая над водой скала, мост — встречаются в походе не часто, и снимки с таких не совсем обычных точек дают возможность разнообразить съемку.

При расчетах экспозиции нужно учитывать высокую яркость водной поверхности и очень большой контраст многих встречающихся объектов; например, хорошо освещенная вода и в тени - берег, покрытый хвойным лесом. При съемке против света получить удовлетворительную тонопередачу во всех частях такого кадра не удается, поэтому приходится в каждом конкретном случае выбирать сюжетно-важную деталь и устанавливать экспозицию по ней. Если вода имеет густо-синий цвет, снизить его яркость поможет желтый или желто-зеленый светофильтр. Для уменьшения влияния ультрафиолетовых лучей на фотопленку и предохранения поверхности линзы объектива от брызг советуем применять светофильтр УФ-1.

Фотографируя быстро движущуюся воду с волнами, пеной и брызгами, приходится избегать очень коротких выдержек, чтобы на снимке вода не превратилась в стеклоподобную массу, а была чуть смазанной.

На берегу можно с большим успехам использовать среднеформатную аппаратуру и широкий набор принадлежностей.

Д. Плотников, июль, 1985, журнал "Советское фото"

Фото мастеров спорта СССР Л. Потеммкина и Д. Луговьера

Статья подготовлена в удобочитаемом виде Аркадием Уалхановым и другими участниками сообществ клуб "Вечерний кинозал" и "Беседы о фото"

Клуб "Вечерний кинозал". Режиссура, монтаж, съемка

вконтакте | Конт | на фейсбуке | Дзен | ЖЖ | в одноклассниках

Сообщества "Беседы о фото"

Конт | Вконтакте | Одноклассники | ЖЖ