Как видят мир дети с аутизмом?

18.01.2018

Как можно описать мир ребёнка с аутизмом? Представьте, что вы находитесь в стеклянном цилиндре. Этот цилиндр большой, во весь рост и с толстым стеклом. Вы видите все вокруг, на чем-то заостряете свое внимание, чего-то не замечаете. Вам даже что-то говорят и вы видите движение рта, но не слышите, стекло-то толстое. При этом стекло может пропускать громкий звук, но как только этот звук попадает к вам, то он движется внутри стеклянной оболочки, звуковые волны отталкиваясь от стенок, только усиливают ощущения. При этом что-то постороннее может настолько дисбалансировать, что приходится себя стимулировать (раскачиваться, вырывать волосы, удариться головой о что-нибудь). То есть срочно нужны такие ощущения, чтобы снова сконцентрироваться на себе и своих переживаниях. И с этой стеклянной оболочкой вы должны ходить все время, она как кожа.

Так вот, от проникаемости информации извне в эту оболочку будет зависеть группа аутизма (по Никольской, 4 группы).

Зачем знать к какой группе относится ребенок?

Это поможет направить свои силы на решение тех задач, которые доступны ребенку. Исходя из метафоры "жизнь за стеклом", дети 1 ой группы находятся полностью за толстым стеклом. Они отрешены, не отзываются на имя, не смотрят на близких, не зовут их, даже не реагируют на боль. При этом моторно они очень ловкие, грациозные. Они могут легко преодолевать препятствия, перелазить через предметы. Чаще всего взрослые подозревают их в глухоте. Если им что-то надо, то берут руку взрослого и ведут его, или толкают его. Что самое интересное, до года ребенок развивавается обычно, у него есть гуление и лепет. Он активный, даже "сверхобщительный". Но в 1,5-2 года идет сильный регресс: речь мутирует, контакт глаз пропадает. Чаще всего это происходит от вмешания извне: инфекции, разлука с матерью, помещение в больницу, упал из кроватки, переезд, помещение в ясли. Их игра носит примитивный характер: они могут раскладывать предметы по цветам, машины катать туда-сюда. Но по просьбе взрослого ничего из того, что делают, не повторят. Часто взрослые замечают, что дети любят классическую музыку, развивающие мультики, листать книги (обычно им нравится звук). В позднее возрасте можно заметить, что у них развита внутренняя речь, то есть с ними можно коммуницировать через письмо, их можно научить читать. Еще одна их особенность-это полевое поведение. Если предмет находится в зоне видимости ребенка, он его обязательно привлечет, потом другой, потом опять на другой переключится; увлекается он этими предметами совсем мало. К взрослым привязан и любит находиться рядом, играть рядом, но вмешиваться в игру не разрешает. Часто они могут застывать перед окном, всматриваться в огонь, солнечные блики или рисунки обоев. Не формируются бытовые навыки. Такой ребёнок как никто нуждается в поддержке взрослого, с его помощью он может стать избирательным, что будет означать переход на новую ступеньку отношений. Также при терпеливой работе он может научиться обнимать близких, освоить способы взаимодействия с миром и будет счастлив от этого.