Как интернет-магазин может доставлять товар до покупателей

18.01.2018

Сервис доставки интернет-магазина является, по сути, лицом самого магазина. Покупатели часто физически не взаимодействуют с самим интернет-магазином, за исключением случаев телефонных звонков. Физическое пересечение покупателя с интернет-магазином идет на уровне доставки. Поэтому качество доставки имеет огромное значение для имиджа интернет-магазина.

У интернет-магазинов сегодня достаточно большой набор логистических каналов для доставки товаров покупателям:

Дропшиппинг

Не всегда хорошо работающий, но постепенно набирающий популярность логистический канал. Товар хранится, обрабатывается и доставляется силами поставщика. Интернет-магазин только продает товар и формирует заказы, которые отправляет поставщику-дропшипперу.

Фулфилмент

Комплексная логистическая услуга на базе складских мощностей. Оператор фулфилмента сам может забирать на склад товар от вашего поставщика, хранить его, сам может проводить предпродажную подготовку и упаковку/переупаковку товара и сам может отправлять товар вашим покупателям. Набор услуг здесь будет зависеть от спектра услуг, включенных в ваш совместный договор.

Собственный курьер

Собственный курьер нужен тогда, когда объем заказов/доставок позволяет окупать его заработную плату, поэтому для небольших интернет-магазинов и на начальном этапе собственный курьер или, тем более, собственная курьерская служба могут быть неэкономичным и нецелесообразным решением.

Курьерская служба

Курьерская служба позволяет закрывать все или практически все потребности интернет-магазина в исходящей логистике (доставке). Доставка по городу, доставка в другие регионы через собственные мощности или доставка товара на почту/почтовые службы/логистические компании.

Логистическая компания

Логистическая компания может использоваться и как курьерская служба, если у нее есть собственный штат курьеров. Но основной функционал – доставка товаров в другие города и регионы. Часто при доставке в магистральные города тарифы на доставку существенно ниже, чем у почты. При этом оперативность доставки выше. Как правило в городе назначения товар доставляется на собственную точку/склад самой компании. И покупателю надо будет приехать на этот склад для получения товара. Либо в городе назначения логистическая компания организует курьерскую доставку до дома/офиса покупателя.

Почта РФ

Почта РФ, несмотря на все ее минусы, крупнейший логистический оператор с огромной сетью филиалов. По ряду пунктов (города, поселки, деревни) это вообще безальтернативный вариант доставки. НО при этом и стоимость такой доставки может быть экономически не оправдана. Поэтому интернет-магазин должен точно планировать географию доставок и, возможно, отказаться от тех регионов, куда доставка будет либо очень долгой, либо дорогой.

Почтовые службы

Альтернативные нашей родной Почте РФ почтовые службы (типа DHL, Pony Express и т.д.) позволяют осуществлять доставку более оперативно, но при этом и стоимость их услуг более высокая. Но при этом есть большое количество пунктов назначения, где они не работают либо сами пользуются услугами Почты РФ. Данные службы могут быть полезными, если товар достаточно дорогой и срок доставки для интернет-магазина является критичным показателем.

Постаматы

Постаматы являются относительно не самым популярным способом доставки, но при этом та часть покупателей, которая освоила этот способ, достаточно хорошо относятся к нему. В ряде случаев просто указание на тот факт, что интернет-магазин осуществляет доставку с помощью данного способа, может повысить конверсию интернет-магазина. Для интернет-магазина этот способ обходится в большинстве случаев дешевле, чем использование курьерской службы/компании.

Пункты самовывоза

Пункты самовывоза, как и постаматы, являются средством повышения удобства доставки для определенного сегмента покупателей. Для использования данного канала интернет-магазин должен заключить договор с такими пунктами и в дальнейшем отправлять заказанный товар туда.

Прием оплаты, комиссии

Если товар не оплачивается у вас в режиме онлайн в самом интернет-магазине, то, как правило, деньги получаются от покупателей курьерами, либо постаматами и пунктами самовывоза. Стоимость самой доставки оплачивается либо интернет-магазином, либо покупателем в зависимости от политики интернет-магазина.

С момента получения денежных средств от покупателя до зачисления их на счет интернет-магазина, как правило, проходит от 3-х рабочих дней (в лучшем случае) до 3-х недель (это может быть Почта РФ). Интернет-магазин также должен оплатить комиссию за инкассацию, то есть денежные средства придут на счет интернет-магазина за минусом комиссии, которая варьируется от 3% от 7% от суммы.

Отслеживание статуса / интеграции

Для автоматизации передачи заказов в доставку и отслеживания статуса заказа у ряда курьерских и логистических компаний есть специальные программные интерфейсы, некоторые их которых можно интегрировать с внутренней системой учета интернет-магазина, что повышает надежность, оперативность и прозрачность всего процесса.

Либо, как работают почтовые службы, вам присваивают номер отслеживания / tracking code, по которому вы и ваши покупатели могут отслеживать движение заказов.