16 подписчиков

Славянская эпопея-часть 1

222 прочитали

На рубеже XX века, когда идеи общности славянских народов были актуальны на огромных территориях от Адриатики до Тихого океана, возможно не нужно было объяснять, какие события изображены на картинах уникального цикла "Славянская эпопея" чешского художника Альфонса Мухи. А вот сейчас большая часть этих значительных вех общей славянской истории известна разве что специалистам-историкам.Попробуем вместе с cs.wikipedia.org разобраться "что, где и о чем?" Но для начала немного о истории воплощения грандиозного замысла.

Славянская Эпопея в Дворце ярмарок в Праге
Славянская Эпопея в Дворце ярмарок в Праге

Славянская эпопея - это цикл из двадцати картин большого формата, написанных Альфонсом Мухой, который подвел итоги истории славянских народов. Цикл был построен в 1912-1926 годах в студии в замке Збирох. Муха на протяжении многих лет постепенно передавал городу Праге одиночные завершенные картины . Работа была впервые представлена в 1928 году в новом здании Пражской ярмарке. Во время оккупации произведения были укрыты от нацистов. Между 1963 и 2011 годами картины были выставлены в замке в Моравском Крумлове. После долгих споров, с апреля 2011 года, пять полотен цикла были размещены во дворе Дворца ярмарок в Праге, весь цикл стал доступен в мае 2012 года.

Альфонс Муха во время работы над Славянской эпопеей
Альфонс Муха во время работы над Славянской эпопеей

Альфонс Муха хотел записать историю славянства в сборнике картин, которые бы символическим путешествием по истории.Мысль создать эпопею появилась у него во время Всемирной выставки в Париже, но из-за нехватки финансов ему пришлось отложить эту идею. После свадьбы с Marie Chytilová в Чикаго, он встретился с промышленником Charles R. Crane, который был готов нести все расходы, связанные с созданием Славянской эпопеи. Муха вернулся на родину в 1910 году, где арендовал часть замка в Збироху и здесь создал Славянскую эпопею, которая забрала у него 18 лет жизни. Он закончил его в 1928 году, когда они вместе с Charlesem Cranem передали ее Праге и всему чехословацкому народу. Картины во время войны были скрыты в двух местах в Праге. Изображения были повреждены влажностью. В 50-х годах они были перевезены в Моравский Крумлов, где были восстановлены с помощью пожертвований местных жителей, а с 4 августа 1963 года они были выставлены в местном замке. Сейчас картины одолжены столичной Галереи Праги, которая является куратором работы. 8 ноября 2010 года Славянская эпопея стала подвижным памятником культуры.

1. Славяне на родине: Между туранским кнутом и готским мечом. 1912 год.

На рубеже XX века, когда идеи общности славянских народов были актуальны на огромных территориях от Адриатики до Тихого океана, возможно не нужно было объяснять, какие события изображены на картинах-3

Первая картина серии показывает славянских Адам и Ева, которые прячутся от кочевников. Событие происходит во времена между третьим и шестым веками нашей эры. Их белые одежды символизируют чистоту и невинность. Это контрастирует с горящей деревней, которую подпалили войны, на заднем плане. Самой интересной частью картины является, однако, парящее трио справа: самым выразительным является языческий священник, который молится о пощаде для своих соплеменников. Под его левой рукой находится наклонившаяся девушка с зеленым венком как символ мира. Под его правой рукой - молодой воин, который должен олицетворять собой справедливую войну. Послание, скрытое на картине, передает нам, что в будущем славяне должны будут бороться за свою свободу.

2. Праздник Свантовитова в Руяне: Когда боги сражаются - спасение в искусстве. 1912 год.

На рубеже XX века, когда идеи общности славянских народов были актуальны на огромных территориях от Адриатики до Тихого океана, возможно не нужно было объяснять, какие события изображены на картинах-4

Эта картина показывает празднования в честь языческого бога Свантовита. Этот праздник проходил на балтийском острове Руяна в его столице, Аркона. Сокровища, наполняющие храм в центре торжеств, были священным местом, которое влекло паломников в VIII-X вв нашего столетия. Аркона был позже захвачена датскими воинами. Во времена Мухи Аркона имела мифическое значение, символизируя доказательство первоначальной славянской славы.

Храм расположен на левой стороне в задней части картины. Самая яркая фигура среди паломников на переднем плане это мать с ребенком, за которыми садится солнце. В левом верхнем углу находится бог викинга Тор со сворой собак, как предвестник уничтожения Арконы. Посередине в верхней части славянский воин умирает перед фигурой Свантовита, завернутой в липовые листья. Вертикальный сине-белый поток представляет меч воина, который берет бога, чтобы защитить будущее славян.

Важность художественных усилий в качестве реакции на войну подчеркивается тремя музыкантами в центре композиции, а также фигурой резчика, который утешается и вдохновляется его музы.

3.Введение славянской литургии в Великой Моравии: Хвалите Бога на родном языке. 1912 год.

На рубеже XX века, когда идеи общности славянских народов были актуальны на огромных территориях от Адриатики до Тихого океана, возможно не нужно было объяснять, какие события изображены на картинах-5

В девятом веке моравский князь Ростислав попросил византийских монахов Кирилла и Мефодия перевести части Библии и другие литургии. Этот шаг вызвал негодование немецких епископов и Рима. Кирилл и Мефодий - почитаемые моравские святые, и эта картина прославляет их дела.

На картине изображено чтение папской буллы наследником Ростислава Святополком. Это происходит перед воротами Велеграда, славянской крепости и столицы Великой Моравии. Мефодий, в чине архиепископа, стоит как высокий, освещенный солнцем человек в центре холста, поддержанный церковными служителями. Слева изображены темные фигуры охранников, которые олицетворяют приближающуюся месть.

На верху слева находится ошеломленная группа скорбящих женщин, которых успокаивает сам Кирилл. Над ними, в середине Ростислав, вместе с патриархами православной церкви. Группа из четырех фигур в правом верхнем углу изображает русских и болгарских правителей, которые поддерживали славянскую литургию. Фигура на переднем плане в левом нижнем углу символизирует решительного мальчика, который пробуждает славян. Круг в его правой руке олицетворяет славянское единство.

Источник.

Материалы пересказанные TOLMACZ содержат оценки и информацию исключительно авторов и не отражают позицию TOLMACZa