Ночной дозор

18.01.2018

Рембрандт. Ночной дозор. 1642г.
Рембрандт. Ночной дозор. 1642г.

Ночной дозор — название, под которым традиционно известен групповой портрет Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанный в 1642 году.

Название "Ночной дозор" придумали искусствоведы в 19 веке. Они достали полотно из запасников, увидели, как фигуры выступают на темном фоне, и подумали, что Рембрандт изобразил ночь. Когда картину отреставрировали в 1947 году, выяснилось, что за годы полотно порылось слоем копоти, а лак потемнел. После чистки выяснилось, что действие на картине происходит днем, об этом говорит положение тени от левой руки капитана Кока.

С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война, и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома. Творение Рембрандта вместе с портретами других стрелковых рот должно было украсить главный зал в Кловенирсдолене — штабе городских стрелков. Но заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами. Еще бы! Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) нанес на холст изображения еще 16 человек.

«Ночной дозор» в Государственном музее в Амстердаме
«Ночной дозор» в Государственном музее в Амстердаме

Провокационных полотен в истории немало. Но в большинстве случаев о них говорят, редко дело доходит до попытки уничтожения. Эту картину не только раскритиковали современники, но и пытались уничтожить потомки. Есть версия, что эта работа испортила карьеру художнику. Так ли очевидна картина? Что скрывает за собой сюжет полотна великого мастера? На эти вопросы дал свой ответ британский художник, кинорежиссер Питер Гринуэй в своем фильме "Тайны Ночного Дозора".

Остросюжетная история расследования политического заговора и зловещего преступления с помощью одной из самых загадочных картин в мировом искусстве, шедевра Рембрандта «Ночной дозор» .

Питеру вновь удалось объединить сценические подмостки со съемочной площадкой. Трудно назвать его шедевр полностью кинофильмом, так как многие сцены напоминают театральную постановку, где прослеживаются театральное пространство и театральные технологии.

Каждый кадр фильма выстроен так, как если бы сам Рембрандт снимал картину. Декорации воссоздают атмосферу живописи того времени; свет льется потоком из глубины, оставляя основной фон темным, или падает с одной из сторон, придавая сценам минималистичный характер. Питер Гринуей показывает, каким образом один из самых преуспевающих художников, к тому же удачно женатый на патрицианке, сделался к концу жизни буквально нищим.

Фильм отлично передает дух времени живописца. Фильм о его самой известной работе. Фильм о его музах.