10 советов гениального фотографа

18.01.2018

Анри Картье-Брессон - классик фотографии и отец фотожурналистики. Его снимки разбирают и анализируют в фотошколах. Мы собрали несколько советов фотографам, которые он давал в своих книгах и интервью.

Изучайте композицию

Каждый фотограф - художник. Тем ценнее будут его снимки, чем лучше он будет понимать правила построения изображения. Изучайте живопись, но никогда не подходите к композиции, как к набору нерушимых правил.

Я надеюсь, не наступит тот день, когда фотомагазины будут продавать схемы-решётки для наложения на видоискатели; и мы не найдём на матовых стёклах наших аппаратов выгравированный шаблон золотого сечения.

Картье-Брессон был убежден, что кадрирование снимка разрушает первоначальный замысел и портит фотографию. Поэтому он никогда не занимался обработкой своих снимков. Его работа заканчивалась, когда он относил пленку на печать. И оставалось только отобрать нужные снимки.

Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности. Я не хочу ничего доказывать, ничего подчеркивать. Вещи и люди говорят сами за себя. Я не занимаюсь «кухней». Работа в лаборатории или в студии у меня вызывает тошноту. Ненавижу манипулировать - ни во время съемки, ни после, в темной комнате. Хороший глаз всегда заметит такие манипуляции... Единственный момент творчества - это одна двадцать пятая доля секунды, когда щелкает затвор, в камере мелькает свет и движение останавливается

Будьте терпеливы

Терпение и сосредоточенность - важные качества. Ведь нужно поймать тот самый момент, который определит смысл фотографии. Это тот самый "Решающий момент" Картье-Брессона.

Случается, что приходится ждать, приникнув к видоискателю, когда что-то произойдет. Когда кто-то пройдет сквозь кадр, или, наоборот, выйдет из него или как-то изменит свое положение в кадре. Фотограф следит за происходящим в рамке видоискателя, снимает, ждет, и опять снимает, и опять ждет, и опять снимает… и уходит только тогда, когда чувствует, что на пленках, сложенных у него в фотографической сумке, что-то есть.

Не нужно делать миллион фотографий в надежде, что какая-то будет удачной

Вы не стреляете по куропаткам из пулемета. Вы выбираете одну куропатку. Потом другую куропатку. Вероятно, остальные к тому времени уже разлетелись. Но я вижу людей с рычащими моторами. Это невероятно, потому что они постоянно снимают в неправильные моменты. Мне очень нравится смотреть как работает хороший фотограф. В этом есть своя элегантность, как в корриде.

Только вперед

Никогда не цепляйтесь за признание, ведь лучшие ваши снимки у вас впереди.

Твои первые 10 000 снимков — худшие

Но если признание не спешит, это не значит, что так будет всегда.

Не делайте из техники идола

Гонка технологий смещает наше внимание от художественных аспектов к техническим.

Имеется некоторый фетишизм, который развился по отношению к фотографической технике. На самом деле техника, владение ею, важны ровно настолько, насколько позволяют передать то, что фотограф увидел, добиться конкретного результата, что бы потом не описывать словами упущенные фотографии, которые не существуют нигде, кроме как в голове у фотографа. Аппарат для нас инструмент, а не красивая механическая игрушка. Фотоаппарат должен соответствует тому, что мы хотим сделать, должен позволять чувствовать себя в своей тарелке. Управление камерой – выдержка, диафрагма и т.д. должны быть рефлекторными, как переключение скоростей в автомобиле, и не иметь задержек даже при самых сложных операциях.

Фотограф должен быть незаметным

Слиться с толпой и не привлекать внимание - только в этом случае мир для фотографа откроется таким, каков он есть на самом деле. Картье-Брессон носил простую и неброскую одежду, заклеивал все блестящие места камеры черной лентой и не использовал вспышку.

Снимая фоторепортаж, мы не можем не чувствовать себя игроками, вовлеченными в весьма рискованную игру. Какую бы историю мы ни снимали, мы так или иначе оказываемся в ней незваными гостями. Важно, поэтому, уметь подкрасться к сцене на цыпочках — даже если мы снимаем натюрморт. Бесшумный ход, орлиный взор — вот чем мы должны обладать! Никакой суеты или давки — не надо создавать толпу! И не злоупотребляйте вспышкой (если только не из желания поймать местное освещение), даже когда другого света вам не дано. Если фоторепортер не сможет настроить себя должным образом, он рискует прослыть отчаянно агрессивным типом.

Дети - всегда находка для фотографа

Фотографируйте детей - они всегда оказываются в центре интересных событий.

Один объектив

Практически все свои фотографии Анри Картье-Брессон с помощью объектива 50 мм. Он говорил, что объектив - продолжение глаз фотографа. И важно выработать привычку понимать как выглядит мир через видоискатель фотоаппарата.

Путешествуйте

Такой совет вас даст любой творческий человек, ведь путешествия расширяют кругозор и развивают мышление. Для фотографа новые люди, пейзажи и эмоции - лучший источник вдохновения.

Ищите красоту

Картье-Брессон видел красоту в геометрии. Формы, которые заполняют кадр уже сами по себе могут нести истинное эстетическое удовольствие.

Я одержим одной вещью: визуальным удовольствием. Величайшее наслаждение для меня — это геометрия, под которой я подразумеваю структуру. Вы не можете только довольствоваться структурой, формой, ритмом, но вы получаете чувственное, и одновременно, интеллектуальное удовольствие, когда все элементы на своих местах. Это признание порядка, который находится перед вами. И наконец, это просто мой способ чувствовать — я люблю фотографировать. Быть в настоящем. Это мой способ сказать, как в последних словах Улисса Джойса: «Да! Да! Да!» … И нет никаких «может быть». Все «может быть» должны улететь в мусор. Потому что это — мгновение. Это момент. Это присутствие. Это — здесь. И это огромное удовольствие сказать: «Да!» Даже если перед тобой то, что ты ненавидишь. «Да!» — это подтверждение.

Забыть себя

Вы должны забыть себя. Вы должны быть собой, но при этом забыть себя — фотография выйдет гораздо сильнее, если вы полностью погрузитесь в то, что вы делаете. … И не надо думать. Идеи очень опасны. Вы должны думать постоянно, но когда вы снимаете, то вы не пытаетесь что-то доказать, или что-то придумать. Вам нечего доказывать. Все приходит само. Фотография — это не пропаганда, это способ прокричать о том, что вы чувствуете. Это как разница между пропагандистской брошюрой и романом. Роман должен пройти через все ваши нервные окончания, через ваше воображение. Он должен быть гораздо сильнее чем брошюра, на которую вы взгляните и выбросите.

Хороших снимков!

Читать далее "Россия начала ХХ века в цвете"

Понравилась статья? Подпишись!