Обзор Гран-при Сингапура: сага о двух Сергеях

17 September 2018

Спокойно! Не надо искать в интернете список самых обидных мексиканских ругательств и закупать материалы для плакатов «Перес – *****», которыми вы уже наверняка собрались встречать Чеко в Сочи через две недели. Перес действительно *****, тут спору нет. Но так вышло, что он же по совместительству и соавтор того всеобщего уважения, которое Сергей Сироткин увез с собой из Сингапура.

Если вы пропустили гонку, вот повтор самых важных ее моментов. Отметка на самом-самом важном уже установлена.

Главный молодец, конечно, сам Сережа. Оказавшись на Ведрильямсе (как-то особенно ведрящем в этот уикенд) впереди переобувшихся соперников, он сделал все, что было в его силах. А именно – жестко, эффективно и безупречно крылся, в душе благодаря за помощь затычную конфигурацию трассы. В этот момент мы все дружно верили, что россиянин додержит, дотерпит и чудесным образом дотащит свою машину в очки. Потому что, конечно же, нельзя было не верить.

Но если рассуждать реалистично, шансов на это было маловато – скорее, Сироткин в итоге стал бы тем, кто очень старался, боролся, но не смог. Косвенное подтверждение – Хюлькенберг, прошедший Стролла на таких же шинах буквально за несколько кругов.

А так Сироткин – гладиатор, боец, павший от грязного приема соперника. С идеальной гонкой до аварии – и очень красивой после, когда москвич на (еще более) хромой машине все равно отказывался отдавать позиции без боя. Сергей получил великолепную возможность не просто проявить характер, а показать миру свою личность – и возможность эту использовал сполна. Но именно благодаря мексиканскому тезке он тот, кто мог бы. А не тот, кто в итоге не смог.

Более того, без Переса россиянин вообще не попал бы в это положение! Выкинув напарника в стену на первом круге, Чеко невольно «проапгрейдил» переднее крыло Williams обломком колеса Окона, загнал Сироткина на бесплатный пит-стоп и фактически вынудил на эту дерзкую тактику с полной дистанцией на единственном комплекте софта. Иначе плестись бы обеим бело-синим машинам там, где они заслуживают…

Так что спасибо мексиканцу за то, что Сергей наконец-то не просто участник чемпионата, но и герой всеобщих обсуждений, причем позитивных. Не прошло и 15 этапов. Все, что теперь надо сделать – достойно выступить в Сочи и надеяться, что в Гроуве на следующий год сменят поставщика того, что употребляют конструкторы.

Но если оставить за скобками эту трагикомичную двойную пользу – Чеко, несомненно, оказывается главным антигероем Сингапура. Третья гонка в истории Racing Point Force India могла и должна была закончиться финишем за спинами лидеров, большими очками и следующим шагом в голливудском походе за потенциальным четвертым местом в Кубке конструкторов. И действия Переса здесь можно трактовать двумя способами.

Очень любопытный разбор столкновения от Энтони Дэвидсона. На камере Переса видно, как он поворачивает руль в сторону Окона – хотя формально это все же может быть корректировкой заноса.

Возможно, сначала он просто неудачно потерял машину в Окона, а в эпизоде с Сироткиным пытался сделать то же, что некоторые делают на обычной дороге – обогнав «овоща», вильнуть перед ним и заставить ударить по тормозам. Некрасиво, но хоть как-то понятно: в таком случае, у Чеко был просто очень неудачный день. Но если оба столкновения сделаны специально, парня стоит гнать из спорта поганой метлой – пусть даже он причастен к спасению самой симпатичной команды последних лет. Потому что это мало чем отличается от недавних действий Романо Фенати в Moto2, после которых ему пришлось объявить о завершении карьеры. Или от тарана Сантино Феруччи в Формуле-2, который закончился тем же самым.

Но все же давайте пока повременим с выводами – хотя бы потому, что за последнее время Перес не давал особых поводов для критики, а прошлогодние стычки с Оконом были все же обоюдными. А если он и впрямь такой злодей… Карма – она же всегда находит выход, верно?

Лучше всех это знает Фернандо Алонсо – у которого, по слухам, может ничего не получиться с переходом в Indycar. Потому что испанец целится на место в команде Andretti, использующей двигатели Honda – а японцы, в свою очередь, при звуке фамилии Алонсо прикидываются ветошью и отказываются что-либо обсуждать. Вот где аукнулся GP2 engine! И если это все действительно правда, один из крутейших гонщиков мира сам себе подложил свинью размером с Мадрид.

А ведь он и правда один из крутейших – что вновь доказал в Сингапуре. Мощнейшая квалификация на чахлом McLaren – и тактически безупречная гонка с максимально возможным, в отсутствие розовых конкурентов, результатом. В общем, Фернандо ответил на все вопросы о мотивации на закате формульной карьеры, а заодно справедливо разделил с Сироткиным второе место в голосовании за «гонщика дня».

В этот момент Ферстаппен добился результата, равноценного победе, а Феттель, потеряв несколько секунд на обгоне Переса, не сумел даже минимизировать потери.

Ну, а первое досталось Максу Ферстаппену – пусть не без участия оранжевой армии фанатов, но все же по делу. Голландец был чертовски хорош: да, на первом круге он пустил вперед Феттеля, но на дистанции сумел переиграть того по стратегии и вернуть потерянное. Причем не просто вернуть, но и сохранить с большим преимуществом – несмотря на то, что весь уикенд у Макса барахлил двигатель! Во многом похоже на победу Рикьярдо в Монако, только тут Ферстаппену даже не пришлось никого сдерживать – конкурент отвалился сам.

Старт, в отличие от прошлогоднего, для тройки лидеров прошел спокойно. Через несколько поворотов Феттель одолеет Ферстаппена, причем сделает это до появления сейфти-кара.
Старт, в отличие от прошлогоднего, для тройки лидеров прошел спокойно. Через несколько поворотов Феттель одолеет Ферстаппена, причем сделает это до появления сейфти-кара.

И да, мы наконец-то подошли к теме Феттеля, которая перестает быть настолько важной, чтобы стоило выносить ее в первые абзацы. Ferrari уже проиграла этот чемпионат, несмотря на кучу «если» и «но», которые держат наготове любители статистики. Сорок очков отставания за шесть гонок до финиша – это отрыв, который Себ сможет наверстать только в случае адских проблем у Хэмилтона. Такого удара британец точно не заслужил, равно как и немец – такого везения.

Все просто: Феттель не выступает на чемпионском уровне. Расколотив машину на важнейшей второй тренировке, он фактически сорвал себе весь уикенд. Себастьяну и его инженерам не хватило информации, как ведет себя машина в темное время суток, что там с износом резины на длинных сериях – да и банально пристреляться к квалификации вышло хуже, чем хотелось.

Отсюда и позорное третье место в субботу, и дурацкая тактика, с которой вообще непонятно – нафига? Точнее, понятно: красные пытались «подрезать» Хэмилтона и в этот момент не особо думали, смогут ли доехать до финиша на ультрасофте. Но какая, к черту, «подрезка» в Сингапуре? Как и в Монако, единственная правильная стратегия здесь – сидеть на трассе до посинения. За исключением особых случаев, расклад одинаковый: кто первый моргнул, тот попадает в трафик и теряет все, что имел. YOU DIED.

Справедливости ради, такую глупость совершил не только Себ – похожим образом пострадали гонки Переса, Грожана и Хюлькенберга. Но ведь никто из них не борется за титул с Хэмилтоном, демонстрирующим чуть ли не лучшую форму в карьере!

Льюис второй уикенд подряд победил Ferrari на их территории – и сделал это не благодаря везению, а исключительно на личной скорости, помноженной на убийственную стабильность. Квалификационный круг, может, и не станет таким же легендарным, как у Сенны в Монако’88, но вполне способен войти в историю. А гонка в исполнении британца может со стороны показаться одинокой, но не обманывайте себя: Хэму, как и его преследователям, тоже приходилось прорываться через трафик – в частности, сквозь жаркую борьбу Грожана и Сироткина, которым в тот момент было вообще не до четырехкратных чемпионов.

Вот тут Ферстаппен мог совершить сенсацию и выйти в лидеры, подловив Хэмилтона в толчее. Но Льюис в этой стадии сезона и правда слишком хорош, чтобы допускать какие-либо ошибки.

Ему тоже надо было справляться с «грязным» воздухом, беснующимся между бетонных стен – и то, что дело тут не только в машине, отлично доказал Валттери Боттас, который так и не смог подобраться к круговому Халку. А значит, не смог он и догнать Феттеля, чьи шины под конец гонки пришли в то же состояние, что и шансы на титул: вроде есть, а вроде уже и нет. В общем, Себу следует благодарить Сингапур за душные и скучные гонки – иначе он мог бы потерять даже больше, чем десять очков.

Впереди Сочи – родной, теплый, но исторически унылый этап. Если Феттель проиграет и там, судьба чемпионата даже формально перестанет зависеть только от него. Но нам интереснее другое: выдаст ли Сироткин еще одно Выступление (на результат наплевать), объявят ли о третьем пришествии Квята в Toro Rosso, и пойдет ли долгожданный дождь, способный сделать увлекательное зрелище даже из Гран-при России. Пока ответ на все три вопроса – «очень вероятно, что да». Ждем!

А если вам понравился обзор, не расходитесь. Во-первых, подписывайтесь на канал, потому что тут еще есть оценки всем гонщикам после каждого этапа, а также подборки шуток и закадровых моментов. А во-вторых, обязательно зайдите в могучий телеграм-канал Race Control – там всяких прикольных штук еще больше.