«Зашли в класс и стали наносить удары». Учителя о трагедии в пермской школе

18.01.2018

После нападения на школьников и учительницу в школе № 127 прошло больше суток. В трагедии продолжают разбираться, выстраивая версии случившегося.

Вечером 15 января в школе до позднего вечера работал штаб. После этого трагедию пошагово разбирали с региональными властями и детским омбудсменом России.«АиФ-Прикамье» представляет взгляд события изнутри – глазами учителей и школьников.

Учителям школы запретили разглашать какую-либо информацию о произошедшем до полного выяснения обстоятельств. Корреспонденту «АиФ-Прикамье» удалось поговорить с некоторыми педагогами на условиях анонимности.

«Драки не было»

По основной версии властей и силовиков, трагедия в школе началась с бытовой драки двух подростков – выпускника девятого класса прошлого года и одиннадцатиклассника. Но, как рассказал один из учителей школы, педагог и ученики четвёртого «Б» не разнимали дерущихся подростков.

Резня в пермской школе. Кто напал на школьников и где была охрана?
Резня в пермской школе. Кто напал на школьников и где была охрана?

«Всё было не так, к сожалению. Парни не дрались между собой, а зашли в класс. Один из них стал наносить удары ножом учителю в шею. В это время она стояла у доски, спиной к двери (объясняла ученикам новый материал). Увидев происходящее, ученики испугались и побежали. В этот момент нападавшие стали махать ножами и ранили детей. А потом они нанесли ножевые ранения себе», – рассказывает сотрудник школы.

В школе обсуждают также причину нападения подростков на малышей. По одной из версий, ученики четвёртого класса застали подростков в туалете. Они заметили в руках взрослых ребят подозрительную бутылку (позже выяснилось, что с зажигательной смесью), о чём сообщили учителю. Преподаватель направилась к подозрительным молодым людям, стала выгонять их из туалета. Некоторые предполагают, что это и разозлило подростков, впоследствии ворвавшихся в класс и устроивших резню.

15 ножевых за детей. Учительница заслонила учеников во время резни в школе«Когда начался урок, они зашли к ней в класс, и произошло ужасное», – поясняет собеседник «АиФ-Прикамья».
15 ножевых за детей. Учительница заслонила учеников во время резни в школе«Когда начался урок, они зашли к ней в класс, и произошло ужасное», – поясняет собеседник «АиФ-Прикамья».

Некоторые родители и даже пострадавшие школьники подтвердили: на учеников напали, драку никто не разнимал. Очевидцы рассказывали журналистам различных СМИ, как подростки ударяли ножом учительницу, как один держал дверь, как одноклассники кинулись врассыпную по классу… но не всем удалось увернуться от нападавших. Сейчас в больницах до сих пор находится 12 человек – дети, учитель и два подростка 15 и 16 лет.

Тяга к агрессии

Нападение вызвало шок и критику, а также заставило задуматься о безопасности в школах и помощи сложным подросткам. Как выяснилось, предпосылок к последнему было достаточно.

Один из нападавших, бывший ученик школы, давно вышел из-под контроля взрослых. Некоторые ученики, а также знакомые подростка сообщили в социальных сетях и журналистам, что юноша употреблял наркотики и был агрессивным. Вскоре в соцсетях также появилось видео, записанное самим подростком. Там он в течение восьми минут употребляет подозрительное вещество и странно себя ведёт.

Дети на ножах. Психолог о причинах интереса к насилию у подростков
Дети на ножах. Психолог о причинах интереса к насилию у подростков

Как рассказал источник, знакомый с ситуацией, на подростка ещё во времена его учёбы в школе № 127 собирали документы о девиантном поведении, пытались решить ситуацию. Однако родители не слышали педагогов. 

«Его всё время «отмазывали» родители, писали в департамент образования жалобы на школу – утверждали, что школа «давит» на него», – вспоминает один из педагогов школы.

Как оказалось, в девятом классе, после которого подросток ушёл из образовательного учреждения, он учился по индивидуальной программе. Некоторые утверждают, что родители в последний учебный год в школе сами отвозили его в психиатрическую больницу из-за агрессивного поведения.

«Да, этой трагедии могло не случиться, если бы вовремя поступил сигнал, вовремя отреагировали специалисты. Ещё в 2012-м году ситуация с одним из молодых людей была критической настолько, что была изменена форма обучения. Затем – были более серьёзные сигналы, но школа на какое-то время просто изолировала ребёнка. Когда отец перестал справляться с сыном самостоятельно и обратился в полицию, представители КДНиЗП просто решили отца же и призвать к ответу, наложив штраф. Налицо и непрофессионализм специалистов, и отсутствие коммуникации и преемственности в работе ведомств...» – заявила детский омбудсмен Анна Кузнецова во время приезда в Пермь.
«Да, этой трагедии могло не случиться, если бы вовремя поступил сигнал, вовремя отреагировали специалисты. Ещё в 2012-м году ситуация с одним из молодых людей была критической настолько, что была изменена форма обучения. Затем – были более серьёзные сигналы, но школа на какое-то время просто изолировала ребёнка. Когда отец перестал справляться с сыном самостоятельно и обратился в полицию, представители КДНиЗП просто решили отца же и призвать к ответу, наложив штраф. Налицо и непрофессионализм специалистов, и отсутствие коммуникации и преемственности в работе ведомств...» – заявила детский омбудсмен Анна Кузнецова во время приезда в Пермь.

Второй подросток, участвовавший в нападении, некоторым педагогам казался скромным и тихим юношей. Однако, это впечатление оказалось обманчивым.

«Где-то с 2005 года в среде педиатров и специалистов по гигиене детей и подростков родился термин «школьнообусловленная патология». Мы уже привыкли, что к окончанию средней школы ребёнок получает минимум две хронические «болячки»: сколиоз и гастрит (или близорукость). А вот третью «ловить» начинали в высшем учебном заведении. Это уже уклон в клиническую депрессию. А этот возраст уходил к терапевтам, где на них забивали. Сейчас эту волну ловят профпатологи. Но молодежь идёт иная, и система образования по интенсивности совсем от санпинов отбилась. И поколение хоумситтеров начинает получать третью психическую болячку уже в стенах школ. И на эту благодатную почву садятся «киты» и прочая гадость», – комментирует произошедшую трагедию на своей странице в соцсетях кандидат медицинских наук Василий Звездин.
«Где-то с 2005 года в среде педиатров и специалистов по гигиене детей и подростков родился термин «школьнообусловленная патология». Мы уже привыкли, что к окончанию средней школы ребёнок получает минимум две хронические «болячки»: сколиоз и гастрит (или близорукость). А вот третью «ловить» начинали в высшем учебном заведении. Это уже уклон в клиническую депрессию. А этот возраст уходил к терапевтам, где на них забивали. Сейчас эту волну ловят профпатологи. Но молодежь идёт иная, и система образования по интенсивности совсем от санпинов отбилась. И поколение хоумситтеров начинает получать третью психическую болячку уже в стенах школ. И на эту благодатную почву садятся «киты» и прочая гадость», – комментирует произошедшую трагедию на своей странице в соцсетях кандидат медицинских наук Василий Звездин.

Под прессом

Формула радости. Почему ребёнку важно быть счастливым в школе?После жутких событий чиновники один за другим говорят о том, что пора менять систему образования. Критикуют чрезмерное «наседание» на детей из-за ЕГЭ и баллов, призывают не махать рукой на сложных подростков. Вот только, по мнению некоторых учителей, всё давление спускается сверху, переходит на руководство образовательных учреждений, затем учителей, а потом уже на самих учеников. И сама ситуация в системе образования, по словам педагогов, оставляет желать лучшего. Молодёжь неохотно приходит работать в школы из-за невысоких зарплат, воспитание детей идёт больше «на бумаге», чем в реальности. Да и родители порой больше переживают за баллы и рейтинг ребёнка в школе, а не за его душевное состояние.
Формула радости. Почему ребёнку важно быть счастливым в школе?После жутких событий чиновники один за другим говорят о том, что пора менять систему образования. Критикуют чрезмерное «наседание» на детей из-за ЕГЭ и баллов, призывают не махать рукой на сложных подростков. Вот только, по мнению некоторых учителей, всё давление спускается сверху, переходит на руководство образовательных учреждений, затем учителей, а потом уже на самих учеников. И сама ситуация в системе образования, по словам педагогов, оставляет желать лучшего. Молодёжь неохотно приходит работать в школы из-за невысоких зарплат, воспитание детей идёт больше «на бумаге», чем в реальности. Да и родители порой больше переживают за баллы и рейтинг ребёнка в школе, а не за его душевное состояние.

«Всё направлено только на тесты, на муниципальные задания, на рейтинг, сдачу ЕГЭ. Порой ничего не знают друг о друге ни учителя, ни сами одноклассники. Родители тащат бедных детей после школы к репетиторам, на курсы... Некоторые из ребят живут в своём «домике», как улитки…» – делится переживаниями один из пермских учителей.

Супервизор детского телефона доверия в Пермском крае «Перемена плюс» Алина Селищева пояснила «АиФ-Прикамье»:
Супервизор детского телефона доверия в Пермском крае «Перемена плюс» Алина Селищева пояснила «АиФ-Прикамье»:

«Самое важное – это влияние семьи. Именно родители формируют основные ценности, в том числе ценность жизни. Поэтому очень важно выстроить доверительные отношения с детьми, уделять особое внимание действиям сыновей и дочерей в социальных сетях».