Музыкант Сергей Летов: "Смотреть немного дальше своего носа и собственной профессии"

12.01.2018

Сергей Летов рассказывает о своем творческом пути, о начале своей музыкальной карьеры, о своих проектах.

Фото: © Юга.ру
Фото: © Юга.ру

Сергей Летов - один из самых авторитетных исполнителей импровизационной музыки на духовых инструментах в отечественной музыкальной культуре. Мультиинструменталист, композитор, основатель известного джазового ансамбля “Три О”, старший брат лидера “Гражданской обороны” за свою невероятно насыщенную творческую жизнь успел поработать с многочисленными группами и музыкантами России и зарубежья, став в равной степени своим как в джазовом мире, так и в рок-среде. В длинном списке проектов с участием Летова представители далеко не только музыкальной культуры, но также театра, кино, визуального искусства, танца, литературы… О том, как любительство перерастает в профессионализм, о своих прошлых и настоящих проектах Сергей Летов рассказал порталу “Ревизор.ru”.

Расскажите, как начиналась Ваша музыкальная деятельность? У Вас была музыкальная семья?

В то время, когда я начинал, она еще не была музыкальной. Я учился в физико-математической школе, потом поступил в московский институт тонкой химической технологии и, будучи студентом, просто много слушал музыки. На 3-м курсе я стал все больше и больше слушать джаз, благо радиостанции на коротких волнах (в основном польское радио) передавали много хорошего и разного джаза. Постепенно я стал ходить на концерты, на все подряд – диксиленд, Леонид Чижик... Покупал пластинки, в основном производства стран народной демократии. В поселке Красково Подмосковной области, где я жил, был кооперативный магазин, в котором я сделал какой-то взнос, получил книжку кооператора и после этого покупал там виниловые диски – польские, болгарские, венгерские, чешские.

Винил – это же целая культура. Поставить пластинку было настоящим ритуалом.

В то время были виниловые проигрыватели и большие катушечные магнитофоны. У меня был и магнитофон. Назывался, кажется, “Астра”. И вот я сначала только слушал. А на последнем курсе института стал сам пробовать играть на тенор-саксофоне. Поначалу не очень у меня с ним получалось. Потом купил альт-саксофон, начал играть на нем. Все эти опыты были чистым любительством, играл я исключительно для себя.

Как получилось, что Вы стали выступать на сцене? Помните свой первый концерт?

Первое выступление на сцене произошло благодаря моему знакомому барабанщику Михаилу Жукову, который играл в Ансамбле ударных инструментов Марка Пекарского. Это академический коллектив, который в основной программе концерта исполнял пьесы членов Союза композиторов (в то время играть можно было только это), а на бис - музыку Джона Кейджа, современных советских композиторов-авангардистов и тому подобную “запрещенку”. У Жукова была пьеса в стиле индийской музыки, которую Ансамбль мог исполнить только на бис. Я в ней вышел и сыграл фри-джазовое соло на баритон-саксофоне. Это было 35 лет назад, в 1982 году. Так началась моя карьера музыканта. Это было стопроцентное любительство. Я работал инженером в институте авиационных материалов (ВИАМ), а в свободное от работы время мог где-то поиграть на саксофоне, куда пускали. В студии джазовой импровизации “Москворечье” мне бесплатно выдали два саксофона – баритон и сопрано. Альт у меня был свой. На этих инструментах я и играл. Потом приобрел бас-кларнет. Читать интервью далее на портале о культуре Ревизор.ru.