Сотрудник-невидимка

Когда мы говорим «робот», первая ассоциация – неуклюжий Android на экзоскелете, который играет в футбол или сваривает автомобили. Но существует еще один большой класс роботов. Невидимых, но очень полезных. Речь о софтверных, или по-другому – программных, роботах, помогающих автоматизировать сложные бизнес-процессы.

Для обозначения таких роботов появился термин Robotic Process Automation (RPA). Кто же эти «невидимые сотрудники» компаний? Что умеют делать? Какую пользу приносят?
Для обозначения таких роботов появился термин Robotic Process Automation (RPA). Кто же эти «невидимые сотрудники» компаний? Что умеют делать? Какую пользу приносят?

Софтверные роботы пригодятся везде, где есть алгоритм

Идея о программных роботах носится в воздухе с 90-х годов прошлого века. Технология для их создания тогда уже существовала, но рынок был не готов к их массовому использованию. Сейчас в России эта технология начинает закрепляться.

Мы говорим RPA – подразумеваем компьютерную программу-робота, которая выполняет действия сотрудника в других программах. Современные программные роботы умеют работать с совершенно разными приложениями, например, web-, десктопными (SAP, 1С), офисными пакетами (Microsoft Word, Excel) и др. Они обладают функциями компьютерного зрения и благодаря этому могут распознавать изображения.

Роботы полностью имитируют работу пользователя за компьютером, поэтому идеально подходят для решения рутинных задач. Они взаимодействуют с другими системами так, как это делают люди, только существенно эффективнее: работают без перерывов, выходных и болезней, не делают ошибок и экономят деньги.

Какие задачи люди могут смело доверять программным роботам?

  • Сверка и перенос данных из одной инфосистемы в другую или из файла в инфосистему;
  • Массовое создание электронных писем, мониторинг email-ящика, реагирование на входящие письма.
  • Поиск и сбор информации из различных источников. Например, стоимость товаров, информация о конкурсах на электронных площадках, резюме на интернет-ресурсах и в соцсетях.
  • Выверка данных и загрузка первичных данных в систему на момент ее старта, а также параллельный ввод данных.
  • Внесение данных в исторически существующие инфосистемы. Никто уже и не помнит, как они устроены внутри, а роботу для работы нужен всего лишь доступ к экрану.
  • Работа с системами, у которых нет API (Application Programming Interface – язык «общения» компьютерных программ для совместного выполнения какой-либо общей задачи).

Пример: Коммерческому электронному Банку необходимо заполнять ипотечные кредитные заявки и передавать их в банки-партнеры. Заполнение заявки происходит на сайте банка-партнера, никакого программного интерфейса нет. Если раньше это делал оператор переносом вручную из информационной системы Банка в витрину банка-партнера, то теперь эту работу выполняет программный робот.

Сценарии использования RPA охватывают также бухгалтерский учет, управление счетами, проверку достоверности данных, автоматизированное управление обслуживанием клиентов и т.д

Стоп! Робот не пройдет?

Фактор ограничения RPA – отсутствие алгоритма работы. Тяжело автоматизировать, если нет процессов. Однако предприятие же работает, значит, процессы каким-то образом выстроены. И в этих выстроенных, пусть даже и неформализованных процессах все равно есть рутина и монотонность.

Основной тормоз в развитии роботизации в том, что руководители, даже если и видят смысл от применения роботов, не всегда в курсе этих самых рутинных действий, совершаемых пользователями. В таких случаях поможет технология поиска рутинных операций. Ведь даже внимательный просмотр описаний бизнес-процессов компании может выявить существующие рутинные операции.
Основной тормоз в развитии роботизации в том, что руководители, даже если и видят смысл от применения роботов, не всегда в курсе этих самых рутинных действий, совершаемых пользователями. В таких случаях поможет технология поиска рутинных операций. Ведь даже внимательный просмотр описаний бизнес-процессов компании может выявить существующие рутинные операции.

Стоит признать, что зачастую продвижение новой технологии сдерживается неприятием ее сотрудниками организации, а подчас – и саботированием процесса роботизации.

Рискнем дать совет: будьте внимательней к людям. Интересуйтесь, что делают сотрудники, постройте правильную систему мотивации, и вы увидите проблемные места как на ладони.

Кто виноват? … Что делать?

Два извечных вопроса российской действительности. В несколько измененной формулировке, но по-прежнему актуальные они встают и в проектах роботизации. Из уст руководителей компаний звучат они так: кто виноват, если в алгоритме есть ошибка или программа-робот не работает? Второй вопрос - что делать с людьми, которых заменили «невидимые сотрудники»? Эти вопросы волнуют многих заказчиков.

Как мы понимаем, роботы работают по алгоритмам, которые создают люди. И соответственно, программный робот сам по себе не может совершать ошибки, если это не заложено в алгоритме. И именно специалист, который “произвел на свет” робота и будет нести ответственность за качественные и количественные результаты работы «цифровой рабочей силой».

Эффективность внедрения роботов не всегда измеряется в сокращенных сотрудниках. Зачастую рутинные операции отнимают только часть рабочего времени, и задача заключается в том, чтобы используя роботов, высвободить это время. Что делать дальше?

Каждый руководитель решает по-своему. Варианты разные: «Да, мы можем сократить штат» или «Мы можем не набирать штат». А есть и такой: «Теперь мы можем обеспечить сотрудникам более спокойный режим работы – без авралов, сверхурочных и прочих бед».

Эффекты от внедрения RPA

Для многих компаний RPA уже приносит выгоду в области повышения качества выполнения процессов, а также снижения рисков и затрат от ошибок.

Источник – HFS Research, “INSIGHTS FROM EARLY BPO ADOPTERS OF ROBOTIC PROCESS AUTOMATION“ и KPMG.
Источник – HFS Research, “INSIGHTS FROM EARLY BPO ADOPTERS OF ROBOTIC PROCESS AUTOMATION“ и KPMG.

Рынок RPA

Немного статистики. По оценкам Hfs Research Ltd, объем мирового рынка RPA в 2016 году составлял 271 млн. долларов. Согласно прогнозам аналитиков, к 2021 году он достигнет 1 224 млн. долларов. Рост мирового объема внедрений RPA в 2017 году составил 100 -150%.

Более 70% крупных международных компаний уже применяют технологии RPA.

Роботизация активно внедряется в компаниях нефтегазового и энергетического секторов, финансовых услуг, телекоме, розничной торговле и электронной коммерции, здравоохранении и страховании и ОЦО (общий центр обслуживания) крупных компаний.

В какое направление ваша организация планирует инвестировать в следующем году для снижения операционных затрат?

Источник: HfS Research Founder/CEO/Chief Analyst Phil Fersht, Март 2018 г.
Источник: HfS Research Founder/CEO/Chief Analyst Phil Fersht, Март 2018 г.

Сегодня российский рынок RPA формируется в основном крупными игроками, то есть Enterprise-клиентами. Однако если посмотреть на историю развития роботизации процессов в таких странах, как, например, Австралия (где получила огромную популярность технология RPA), Соединенные Штаты, то мы увидим, что потребителями роботов зачастую являются мелкие и средние компании, в которых ручной труд стоит дорого.

Типичный пример для Австралии. Небольшая компания, в ее штате несколько человек и еще один человек на полставки. Он работает полдня – вводит-переносит данные из системы в систему и т.д. В этом случае компании выгодно сделать одного-двух роботов и окупить эти затраты в течение полугода-года.

Рано или поздно российский рынок тоже начнет двигаться в этом направлении, так как стоимость человеческого труда выше стоимости таких легких автоматизированных систем.

Павел Борченко
Директор по инновациям, Аплана. Бизнес-решения