Особенности национальной маркировки: что пишут на упаковках и можно ли этому верить?

Особенности национальной маркировки: что пишут на упаковках и можно ли этому верить?

Покупать полезную еду приятно — мы чувствуем себя грамотными и ответственными потребителями. Маркетологи тоже об этом знают. Продукты с пометками «эко», «органик», «0% жира» — стоят дороже и становятся всё популярнее. Рассказываем, каким значкам на упаковках доверять, и правда ли халяльная и кошерная еда качественней обычной.

Organic, «эко-», «био-»

Органическими продуктами называют продукты питания, которые изготовлены по стандартам экологического производства. В их составе нет или почти не должно быть синтетических консервантов, ароматизаторов, стабилизаторов, красителей, усилителей вкуса. Сырье должно быть выращено без химических пестицидов, минеральных удобрений, антибиотиков и гормонов роста.

Если продукт сделан по правилам, на упаковке ставят специальный значок — например, USDA Organic Минсельхоза США, европейский EU Organic Bio («Евролист») или швейцарский Bio-Suisse.

В России тоже есть органический стандарт — ГОСТ Р 56508-2015 — и существуют компании, которые по нему работают. А вот закона, обязывающего правильно использовать экомаркировки, нет, так что «зеленый» значок на упаковке – может быть просто маркетинговой уловкой.

Хотите знать точно — поищите продукт в мобильном приложении Экополка — это сервис с базой данных всех российских органических продуктов и производителей.

«Без глютена» — gluten free — перечеркнутый колос

Глютен — это белок, который содержится в зернах пшеницы, ржи и ячменя, а значит во всех блюдах с этими злаками. А еще глютен добавляют в фарши, йогурты и творожки, консервы и кучу других продуктов. При этом по статистике, примерно один из полутора сотен человек страдает целиакией — заболеванием, вызванным глютеном.

На западе безглютеновые продукты обязательно сертифицируют, а в России это необязательно, и производитель не несет ответственности за некорректные маркировки.

Основной заслуживающий доверия знак — это «перечеркнутый колос» Санкт-Петербургского общества больных целиакией «Эмилия». Он соответствует стандарту AOECS (Европейской ассоциации обществ больных целиакией) и гарантирует отсутствие глютена.

«0% жирности»

[/h2]

Надпись «0% жирности» обещает, что в упаковке ультра-диетический продукт: никакого жира, никаких лишних калорий, ешьте и худейте.

Однако жир не только насыщает, но и связывает молекулы продукта: именно он делает творожок гладким, а котлету — цельной, поэтому в обезжиренных продуктах его приходится чем-нибудь заменять. В роли жира выступают насыщенные сахарные сиропы, крахмал, синтетические стабилизаторы и загустители.

Факт: обезжиренные продукты часто бывают высококалорийными и не слишком полезными.

«Кошерное» и «халяльное»

Кошерными называют продукты, изготовленные по правилам кашрута — свода предписаний из Торы, а халяльными — продукты, не нарушающие исламские пищевые запреты. Как правило в данном случае речь идет о мясе — говядине, баранине, птице. Свинина находится под запретом.

Кошерным считается мясо животных и птиц, которых не кормили антибиотиками и гормонами; забили гуманным способом с соблюдением ритуала и которые были полностью здоровы на момент убоя. Кроме того, из туши обязательно удаляют всю кровь. С говядиной нюанс: кошерна только передняя часть животного.

Единственная в России организация, которая официально сертифицирует кошерное производство и публикует сведения о кошерности тех или иных брендов — Департамент кашрута при Главном Раввинате России.

Стандарты «халяль» немного мягче, поэтому кошерные продукты считаются халяльными, но не наоборот. Непременные условия почти те же: здоровое животное; гуманные методы и строгий ритуал забоя, но туша используется целиком, и полностью обескровливать ее необязательно.

Сертифицируют халяльные производства и публикуют данные о них Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» при Совете муфтиев России, комитет по стандарту «Халяль» при духовном управлении мусульман Республики Татарстан и аналогичные комитеты при других региональных муфтиятах.

Маркировка «кошерное» или «халяльное» появляется на продукте, когда производитель, помимо закрепленных в законе гигиенических правил, добровольно обязуется выполнять требования религиозной традиции. Для светского потребителя — это может являться признаком ответственности и внимательного отношения к качеству продукта.