Найдено место, где скрывался фашист из «Брата 2». Такого нет ни в одном путеводителе Москвы!

12.01.2018

В прошлый раз я остановился в районе Ивановской горки — там, где Данила и Виктор Багровы разобрались с башибузуками банкира Белкина. А теперь отправлюсь на Хитровку, чтобы показать места съёмок другого запоминающегося эпизода из «Брата 2». Так как это недалеко, то я без спешки пройдусь, а заодно расскажу о других достопримечательностях района.

Хитровка — это в прямом смысле музей под открытым небом. Здесь правда настолько тесно переплелась с вымыслом, что уже не отличить искусство от жизни. Более того, искусство уже давно стало частью местной истории. 

Расстреляв бандитов Белкина и подорвав машину, Багровы вышли из этой подворотни.
Расстреляв бандитов Белкина и подорвав машину, Багровы вышли из этой подворотни.
Повернём направо – в сторону Солянки.
Повернём направо – в сторону Солянки.
Улица Солянка. Больше здание — это Государственная фельдъегерская служба России.
Улица Солянка. Больше здание — это Государственная фельдъегерская служба России.
Повернём налево.
Повернём налево.
В центре виден храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. Сама Солянка уходит вправо, но нам нужно то, что слева, — Подколокольный переулок.
В центре виден храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. Сама Солянка уходит вправо, но нам нужно то, что слева, — Подколокольный переулок.
В левой части фотографии видна та самая подворотня, в которой в начале акунинской «Детской книги» Ластик Фандорин встретился с собакой.  
В левой части фотографии видна та самая подворотня, в которой в начале акунинской «Детской книги» Ластик Фандорин встретился с собакой.  
Памятник перед храмом.
Памятник перед храмом.
Скульптуру установили в память о погибших во время теракта в осетинском Беслане в 2004 году. Символично, что композиция находится там, где работала съёмочная группа фильма «Брат 2» (многие члены которой отправились в Кармадонское ущелье Северной Осетии вместе с Бодровым).
Скульптуру установили в память о погибших во время теракта в осетинском Беслане в 2004 году. Символично, что композиция находится там, где работала съёмочная группа фильма «Брат 2» (многие члены которой отправились в Кармадонское ущелье Северной Осетии вместе с Бодровым).
Нам дальше — в Подколокольный переулок.
Нам дальше — в Подколокольный переулок.
Поднимаемся. Проходим мимо Малого Ивановского переулка, вверх по которому побежал акунинский Ластик Фандорин к палатке Люси.
Поднимаемся. Проходим мимо Малого Ивановского переулка, вверх по которому побежал акунинский Ластик Фандорин к палатке Люси.
По этому же переулку, но уже спускались машины во время погони в «Брате 2».
По этому же переулку, но уже спускались машины во время погони в «Брате 2».
Продолжаем подъём по Подколокольному переулку. Проходим мимо Подкопаевского переулка и церкви Николая Чудотворца в Подкопаях. В историческом центре Москвы много — сорок сороков — храмов и церквей.
Продолжаем подъём по Подколокольному переулку. Проходим мимо Подкопаевского переулка и церкви Николая Чудотворца в Подкопаях. В историческом центре Москвы много — сорок сороков — храмов и церквей.
По Подкопаевскому переулку братья Багровы уже ехали вверх во время автомобильной погони.
По Подкопаевскому переулку братья Багровы уже ехали вверх во время автомобильной погони.
Идём по Подколокольному переулку дальше.
Идём по Подколокольному переулку дальше.
Подошли к Хитровской площади.
Подошли к Хитровской площади.
Посмотрели направо. На стыке Певческого, Петропавловского и Подколокольного переулков находится некогда популярное среди хитровской публики заведение «Утюг» (упоминается в «Москве и москвичах» Владимира Гиляровского).  
Посмотрели направо. На стыке Певческого, Петропавловского и Подколокольного переулков находится некогда популярное среди хитровской публики заведение «Утюг» (упоминается в «Москве и москвичах» Владимира Гиляровского).  
Повернули налево.
Повернули налево.
Подходим к этим воротам. Вроде бы обычные, но нет. Они особенные — за ними время течёт вспять.
Подходим к этим воротам. Вроде бы обычные, но нет. Они особенные — за ними время течёт вспять.
Заходим во двор.
Заходим во двор.
Разворачиваемся.
Разворачиваемся.
Наслаждаемся.
Наслаждаемся.
Даня и его армейский товарищ Илья Сетевой приходят за оружием к Фашисту.
Даня и его армейский товарищ Илья Сетевой приходят за оружием к Фашисту.
Флегматичный Фашист недоверчиво открывает эту дверь.
Флегматичный Фашист недоверчиво открывает эту дверь.
— Свой своему поневоле брат. Народная фашистская поговорка.
— Свой своему поневоле брат. Народная фашистская поговорка.
На Хитровке ничего не изменилось. Та же табличка на дверях.
На Хитровке ничего не изменилось. Та же табличка на дверях.
Тот же шкафчик, стоявший за спиной Данилы.
Тот же шкафчик, стоявший за спиной Данилы.
— Немец?
— Русский. 
— Немец? — Русский. 
Потом они идут в подвал.
Потом они идут в подвал.
— Вообще-то у меня... это... дед на войне погиб.
— Бывает…
— Вообще-то у меня... это... дед на войне погиб. — Бывает…
Вот и ступеньки.
Вот и ступеньки.
К оружейным схронам Фашиста не пройти. Но нам и не надо, хранилище боеприпасов снимали уже не на Хитровке, а в павильонах киностудии.
К оружейным схронам Фашиста не пройти. Но нам и не надо, хранилище боеприпасов снимали уже не на Хитровке, а в павильонах киностудии.

На этом можно было бы закончить фотоэкскурсию, но я покажу ещё одно место. Для лирико-философского завершения.

Когда мы зашли во двор, то повернули налево, но можно и прямо пойти.
Когда мы зашли во двор, то повернули налево, но можно и прямо пойти.
И свернуть к этому дому.
И свернуть к этому дому.

Не только Сергей Бодров и Алексей Балабанов, но и Станиславский полагал, что сила в правде. В 1902 году, готовясь к спектаклю по пьесе Максима Горького «На дне», Константин Сергеевич привёл сюда свою труппу. Действие горьковской пьесы разворачивается в ночлежке, а Хитровка XIX и начала XX веков была таким «дном», что глубже и днее некуда. Это был самый криминальный район дореволюционной Москвы, где собирались воры всех рангов, сутенёры, проститутки, убийцы и оборванцы.  Вот Станиславский и решил, что он сам и остальные актёры должны обязательно прийти и пообщаться с местной публикой.

Трактир «Каторга» (не сохранился до наших дней), куда пришла труппа, стоял, скорее всего, на месте этого дома. Или рядом...
Трактир «Каторга» (не сохранился до наших дней), куда пришла труппа, стоял, скорее всего, на месте этого дома. Или рядом...

В «Каторге» актёрам чуть было не понадавали смертельных люлей (пардон за моветон), но вмешался Гиляровский, который тоже пришёл с театральной труппой. Во-первых, Гиляровский был сам физически крепок, а во-вторых, будучи журналистом, не раз бывал на Хитровке и лично знал бандитов. К счастью, никто не пострадал, актёры прониклись атмосферой и услышали забубённо-термоядерный русский мат, а на показах спектакля был аншлаг.

Мизансцена из «На дне». Крайний справа — Станиславский в роли Сатина.
Мизансцена из «На дне». Крайний справа — Станиславский в роли Сатина.

97 лет спустя, во время съёмок драки в чикагском гетто, Балабанов попросил темнокожих ребят не жалеть Бодрова, чтобы потом на экране выглядело естественно. В итоге Сергею сломали несколько рёбер, а «Брат 2» стал культовым фильмом. Кстати, все матерившие и избивавшие Бодрова после съёмок дружно брали у него автографы.

— У тебя деньги есть?!
— У тебя деньги есть?!

А ещё у Бодрова, как и у Станиславского, не было ни высшего актёрского, ни режиссёрского образований.