Про-са-чи-ва-ет-ся

12.01.2018

Это платье Чалаяна для меня - одно из самых важных вестиментарных высказываний о насилии; красное медленно пропитывает собой белое, и мне кажется, что «эффект просачивания» в работе Чалаяна важен, - причем не только в колористическом, но и в гораздо более важном - концептуальном - смысле. Мне представляется, что именно на нем построена знаменитая работа Чалаяна с пятью частично обнаженными моделями в паранджах: https://goo.gl/A1BSSp; это - просачивание идей ортодоксального мира в неортодоксальный и наоборот, но и сам ряд из пяти женщин простроен так, что одежда от модели к модели изменяется словно бы «по капле». Другие работы Чалаяна построены на просачивании идей в далекие от них области («Дистанционно управляемое платье» кажется мне хорошим примером). Наконец, очень многие чалаяновские вещи построены, мне кажется, на медленном разъедании визуальных и ментальных привычек зрителя; они создают эффект uncanny valley - почти знакомого, но неуловимо иного и от этого невыносимо некомфортного.

Здесь бы еще сказать про:

—————————————

* В целом важное для Чалаяна сочетание красного и белого;

* Тот факт, что подобный подход чаше свойственен хорошему искусству, чем даже очень хорошей моде (что бы эти слова ни значили);

* Выставку Баленсиага в музее Виктории и Альберта: там это платье отнесено к разделу «ученики и последователи» (интересная идея).