Особые правила психологического консультирования

Психика – структура тонкая. Вмешательство в нее требует особой осторожности.

Приходя к психологу, вы должны осознавать риски. Непрофессиональный психолог – опаснее, чем плохой стоматолог или безрукий сантехник. Тут вы не сможете сразу оценить, что что-то пошло не так. И не сможете вовремя принять меры.

Поэтому психологи придумали правила за вас. И для вас. Чтобы минимизировать риски.

И каждое правило «писано кровью», как в авиации.

Правила могут не нравиться. Но они необходимы.

Правило 1. Конфиденциальность

«У одной женщины была такая ситуация»…, «У меня была клиентка из Москвы (называется любой большой город)», «Один из моих клиентов врач…».

Никаких имен. Никаких узнаваемых характеристик.

Конфиденциальность = безопасность для вас. Вы же не хотите, чтобы вашу историю развода обсуждали все читатели психолога в инстаграме? И по району поползли обсуждения за вашей спиной?

Чтобы убедиться, что психолог придерживается этого правила – читайте отзывы его клиентов. И ищите, чтобы на блогах психолога не было историй о клиентах.

Правило 2. Не давать оценок

«Это вы правильно сделали», «Так нельзя», «Плохо!», «Вы не должны были так поступать» - такие фразы могут убить любую вашу возможность что-то изменить в жизни.

Любая оценка, особенно негативная, лишает вас способности попробовать что-то новое. А лишь развивает чувство вины и стыда.

Раз вы как-то поступили, у вас на то были свои причины и основания. Это ваш выбор. И он на тот момент был правильный. И это не обсуждается.

Правило 3. Не давать советов

Кхм… Казалось бы, к психологу ходят за советом. Нет!

Психологи не дают советов.

Они лишь помогают вам определиться с выбором. А принимать решение и нести ответственность за него – вам. Психолог будет рядом, пока вы не поймете, как лучше всего поступить. Но он не сделает выбора за вас.

Правило 4. Встреча, отмененная в последний момент, оплачивается тем человеком, который ее отменил.

Вот так вот неожиданно.

Если отменил клиент позднее, чем за 24 часа до начала встречи, то пусть и не приходит, но он ее оплачивает.

Если отменил психолог позднее, чем за 24 часа до начала встречи, то следующая встреча бесплатна для клиента.

Правило на первый взгляд странное, но жизненно необходимое. Для обоих.

И вот почему.

На самом деле, это очень полезное правило именно для вас как клиента.

Когда вы приняли решение пойти к психологу, тут начинается в голове разброд и шатание. Вы просыпаетесь утром, а ваша психика сомневается. Нужно ли идти? Будет ли толк? Может, лучше эти деньги потратить на что-то другое?

Вы начинаете тратить огромное количество умственной энергии в сомнения, в повод не идти.

Там же надо говорить о себе, вспоминать не самые приятные моменты жизни, скорее всего, переживать заново грустные моменты жизни.

Конечно, ваше подсознание хочет вас от этой участи оградить. В краткосрочной перспективе оно делает вам хорошо, если вы не идете туда, где может быть плохо.

Но в долгосрочной перспективе – вы не развиваетесь, не преодолеваете свои внутренние проблемы, у вас нет возможности пережить прошлое, простить себя и окружающих за ошибки, чтобы идти свободно дальше.

А так вы понимаете, что все равно оплачиваете консультацию. Поэтому просыпаясь утром, вы спокойны. У вас нет причины метаться. Жребий брошен. Решение принято.

Исходя из желания сохранить ваше спокойствие и формируется правило оплачивать консультации.

А не ради быстрой наживы психолога.)))

Это правило, кстати, работает и в сторону психолога. Иногда встречаются клиенты, истории которых воспринимаются слишком близко к сердцу. И психологу не хочется с ними работать. И находятся всякие «веские» причины, чтобы не дойти вовремя до консультации. А так – правило есть, и консультация должна состояться. Либо сегодня, либо в следующий раз, но уже за счет психолога.

Конечно, вы можете сказать, что вы «забыли» про консультацию. Что хотели присутствовать, но забыли в последний момент, потому что случились более важные дела.

Про причины вашей «забывчивости» - отдельный разговор. Читайте об этом в этой статье.