MUSE (2017)

22.06.2018

В 2017 году вышло несколько интересных хорроров, обзору которых я хочу посвятить пару ближайших статей. Начну с готической англоязычной страшилки The Muse, которую создали испанские парни Джейме Балагуеро и Фернано Наварро. Авторы “Музы” сделали ставку на сценарий и атмосферу своего произведения, так что запуская кино я ожидал увидеть жутковатую историю с закрученным сюжетом. Однако на экране развернулся страннейший литературный квест.

Действие «Музы» происходит в наши дни, в Ирландии. Главным героем картины является литератор и университетский преподаватель Сэмуэль Соломон, который увлекается мрачной мифологией и медивальной историей (надо же какое совпадение, подумал я в этот момент). В профессора влюблена красивая студентка, которая, внезапно, кончает жизнь самоубийством. Опустошенный профессор берет академический отпуск и пытается смириться с гибелью возлюбленной. При этом ему постоянно снятся кошмары, во время которых странные женщины в черном совершают оккультный ритуал в комнатах древнего дома.


А вот нечего по всяким домам шастать.
А вот нечего по всяким домам шастать.

Проходит год и сон профессора становится былью (в доме из сна действительно происходит убийство). Пытаясь разобраться в происходящем, Сэмуэль посещает место преступления и встречается там с танцовщицей Рэйчел, которая видела тот же самый сон. Утащив с места убийства загадочный артефакт, герои попадают в крайне неприятную ситуацию, поскольку на их след выходит 6 зловещих сущностей – муз, движимых жаждой разрушения и смерти.

Музы, в представлении авторов фильма – создания, напоминающие демонов, и имеющие связь с потусторонним миром. Они могут убивать словом, проецируя магию в объективное пространство посредством стихов. Очень часто музы действуют через поэтов, вследствие чего любители писать стихи не доживают до седых волос. Эти мстительные и коварные существа обладают узкой специализацией. Есть муза, которая завлекает литераторов в оккультные сети, есть та, которая обманывает, есть муза, повернутая на кровище и пытках (она, ясно-понятно, имеет азиатское происхождение), еще одна муза – стелс киллер, постоянно скрывающаяся от своих сестер. Отношения между этими существами далеко не дружелюбные. Твари постоянно интригуют и пытаются уничтожить друг друга. Поэты для них лишь средства достижения каких-то неведомых (людям) целей.


За Сьюзен пришли.
За Сьюзен пришли.

Попавший под раздачу Сэмуэль действует в духе других киношных героев, но немного поменьше тупит: не совершает совсем уж глупых поступков и старается не разделяться с коллегами. Кроме того, он довольно беспомощен в рукопашном бою и надеется не столько на силу, сколько на интеллект (у нас тут квест, а не Resident Evil). Помогающая ему Рэйчел, наоборот, ведет себя весьма агрессивно и без всякого сожаления убивает хозяина борделя, который вломился в ее комнатушку. В фильме есть еще один персонаж – женщина-профессор Сьюзен, которая дружит с Сэмуэлем. К сожалению, авторы до конца не раскрыли эту героиню и слишком быстро вывели ее из строя, потому что просто не поняли, что с ней делать.


Рейчел думает о побеге.
Рейчел думает о побеге.

Информация к размышлению. Обычно в таких фильмах бывает еще и внешний эксперт – умирающий жуткой смертью. В «Музе» такого персонажа сыграл Кристофер Ллойд. Ему досталась роль профессора Бернарда Раухена, скрывающегося от демонесс в одиноком готическом доме.

На ранних этапах фильма мне казалось, что авторы добавят «Музе» эротико-некротический подтекст. Он был бы здесь весьма уместен. Однако, ничего подобного не произошло. Музы оказались холодными. Сэмуэль, как настоящий ботан, начал строить отношения с ними по Фаустовскому принципу сделок и уговоров. Конфликт между музами и Сьюзен вообще остался за кадром, несмотря на то, что это противостояние могло бы быть весьма интересным.


Финальная битва.
Финальная битва.

С технической точки зрения фильм сделан на четверку с минусом. Авторы тщательно поработали над атмосферой, создали убедительные декорации и костюмы. В фильме практически нет кровищи, а gore эффекты и вовсе отсутствуют. Скримеры внутри Muse не встречаются, вследствие чего фильм легко можно смотреть ночью в наушниках, не опасаясь пролить в кровать кофе. Вообщем, запуская Muse будьте готовы к встрече с готическим триллером, вся жуть которого заключена не в картинке, а в базовом концепте.

ЗА:
- Интересные монстры.
- Герои картины не тупят.
- Авторы отказались от финала в стиле «все умерли».

ПРОТИВ:
- Фильм даже не пытается напугать зрителя.
- Эротическая часть «Музы» хоть и напрашивалась, но авторы ее не потянули.
- Картина несколько затянута.
- Некоторые действия не укладываются в логику действий монстров.

20.06.18
(с) Илья Садчиков